Таджикистан и Иран подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросам международных грузовых перевозок и транзита через иранский порт Чабахар.
Как ранее подчеркнул президент Таджикистана Эмомали Рахмон: «эффективное использование потенциала порта Чабахара, облегчение условий въезда и транзита грузов содействует расширению возможностей экономического партнерства между двумя государствами».
Выгодное местоположение Чабахара
Морской порт Чабахар находится на юго-востоке Ирана, на берегу Оманского залива. Он имеет прямой доступ в Индийский океан. Благодаря своему расположению неподалеку от Афганистана и стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, его называют «Золотыми вратами» в эти государства.
Таджикистан может получить доступ в Индийский океан из порта Чабахара через Узбекистан, Туркменистан и Иран.
В настоящее время кратчайший маршрут из Таджикистана в порт проходит через Афганистан.
Душанбе в настоящее время использует иранский порт Бендер-Аббас, расположенный в Персидском заливе, для транспортировки продукции в более отдаленные районы.
Каким способом данный порт планирует задействовать Иран?
Иран намерен использовать порт Чабахар в роли ворот в Центральную Азию и оставить порт Бендер-Аббас, на который приходится 85% морской торговли Исламской Республики.
Как отмечают аналитики, в силу того, что сильно перегруженный Бендер-Аббас не относится к глубоководным, он не может обслуживать крупные океанские грузовые суда. Сейчас такие суда швартуются в ОАЭ, и груз перегружается на небольшие суда для дальнейшей транспортировки в Исламской Республики Иран. Это ведёт к потере доходов.
В отличие от Бендер-Аббаса, Чабахар способен обрабатывать стандартные грузовые суда. К тому же, порт находится в Персидском заливе. Чтобы выйти оттуда в открытый океан, морским судам нужно пройти Оманский залив, на северных берегах которого расположен порт Чабахар.
По оценкам экспертов, в перспективе Чабахар сможет быть соединён с транспортной системой Каспийского моря посредством строящейся железной дороги Чабахар – Захедан и восточного железнодорожного плеча коридора Север-Юг — Казахстан – Туркменистан – Иран, которое уже функционирует.