После десятилетия напряженности появились признаки сближения Анкары и Дамаска. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выдвинувший очень серьёзные обвинения, снова начал называть президента Сирии Башара Асада «дорогим». Скоро он скажет «приятель».
28 июня президент Эрдоган заявил о готовности к восстановлению дипломатических отношений с Дамаском, разорванных в 2012 году. 12 июля он сообщил, что поручил министру иностранных дел Хакану Фидану «встретиться со своими коллегами и подготовить дорожную карту процесса нормализации». При этом Эрдоган подчеркнул, что территориальная целостность Сирии отвечает интересам Турции.
Сирия позитивно относится ко всем инициативам, направленным на нормализацию отношений с Турцией, однако согласна пойти на такой шаг лишь при соблюдении принципов международного права.
Об этом, как передала телестанция Al-Ikhbaria,заявил президент Сирии Башар Асад в ходе беседы с избирателями на одном из участков для голосования в Дамаске.
Сирийский лидер подчеркнул, что до сих пор не знает о том, с какой целью хочет встретиться с ним президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
«Мы также пока не услышали ни от одного турецкого руководителя ответа на вопрос, по какой причине наши отношения ухудшились 13 лет тому назад, — отметил Асад. — Поэтому мы спрашиваем: какова цель встречи, положит ли она конец проблеме поддержки терроризма и приведет ли к выводу турецких войск с сирийской территории».
Асад, принимая 26 июня спецпредставителя президента РФ по сирийскому урегулированию Александра Лаврентьева, заявил, что Дамаск «открыт для всех инициатив, направленных на улучшение отношений с Турцией, если этот процесс будет основываться на уважении суверенитета и стремления сирийского государства восстановить его над всей территорией страны».
В сближении Эрдогана с Сирией можно выделить два главных нюанса.
Во-первых, это может быть временное влияние. Эрдоган может использовать эти события в качестве разменной монеты. Возможно, он пошел по этому пути, чтобы найти облегчение в получении поддержки и кредитов от Запада. Возможно, он также рассматривал возможность приобретения F-16 и другой военной техники.
Кроме того, это развитие событий также имеет переговорный аспект с Россией. Возможно, он захочет использовать это для получения каких-то преимуществ от России (получение кредита на строительство газового центра и АЭС, принятие Синопской АЭС, отсрочка газовых долгов и т. д.).
Потому что Россия давно хотела нормализации отношений с Дамаском. Другими словами, Эрдогану, возможно, пришлось укрепить отношения с Дамаском, чтобы улучшить отношения с Россией. Он использует это как рычаг и увеличивает свою переговорную силу.
Ещё неизвестно, принесёт ли этот запрос пользу США и Великобритании. Если они этого не захотят, Эрдоган откажется от этого заявления. Они пойдут до конца, если они захотят.
Могут ли они заполнить его по требованию? Да, такая возможность есть.
Москва и Дамаск очень сблизились за этот 10-летний период. Запад, возможно, захочет сломать эту связь. Потому что до войны Эрдоган и Асад были очень близки.
Сирия и Турция хорошо использовали свою географическую близость. Англосаксы, возможно, хотели ослабить влияние России, снова воспользовавшись этой картой.
Существует также вероятность расширения войны между сектором Газа и Израилем. Возможно, они сейчас хотели предотвратить это.
Если конфликт между Израилем и «Хезболлой» начнется, он может перерасти в крупную региональную войну. Возможно, будут приняты меры по предотвращению такого сценария.
Второй важный момент – сам Эрдоган тоже возможно хочет достичь решения с Дамаском. Он сильно застрял во внутренней политике. Улицы Турции начали волноваться из-за проблемы беженцев… Эрдоган потерпел поражение на предыдущих выборах. Он не хочет идти на следующие выборы в еще худшем положении… возможно, он хотел выглядеть так, будто он с этим справился.
Автор: Ариф Асалыоглу