Все 50 сотрудников Google, устроивших в апреле 10-часовую сидячую забастовку с требованием закрыть проект «Нимбус», были уволены.
СПРАВКА: Nimbus — это совместный проект Google и Amazone с израильским правительством, стоимость которого, как сообщается, составляет $1,2 млрд.
В рамках проекта обе компании предоставляют услуги облачных вычислений различным подразделениям израильского правительства, включая министерство обороны и армию.
С тех пор, как Израиль начал войну в Газе, в результате которой погибло более 41 тыс. палестинцев, призывы отказаться от Nimbus усилились.
Как сообщили Middle East Eye, некоторые сотрудники устроили физические и виртуальные протесты под названием «Нет технологиям для апартеида» против сделки из-за опасений, что Google позволяет Израилю использовать их работу, особенно связанную с технологиями искусственного интеллекта, для дальнейшего развития того, что многие считают разворачивающимся геноцидом.
Однако руководство Google неоднократно заявляло, что Nimbus «не предназначен для секретных или военных целей, имеющих отношение к оружию или разведывательным службам». Пытаясь подавить протесты среди сотрудников, Google стал оказывать на них давление административными методами – лишая премий, снижая зарплату или вообще увольняя.
Одним из 50-ти уволенных является Зельда Монтес. Начав с должности стажера, она в течение двух лет работала инженером-программистом в Google над YouTube Search and Learning.
«Работа в Google была для меня средством выживания, чтобы платить за аренду и еду в Нью-Йорке. И у меня были коллеги, которые, как и следовало ожидать, опасались высказываться и беспокоились о последствиях. Но я не хотела быть соучастником, и если это означало, что Google собирается отомстить мне или допустить продолжение травли в мой адрес, то так тому и быть», — объясняет Монтес.
Монтес вместе с другими коллегами на общих собраниях задавала руководству неприятные вопросы. К примеру, почему Google берет деньги у израильского правительства за показ пропагандистской рекламы против Ближневосточного агентства ООН, оказывающего помощь палестинским беженцам?
В Google и ее материнской компании Alphabet общие собрания или совещания на уровне всей компании проводятся обычно в гибридном формате, допускающем как личное, так и виртуальное участие для охвата всего международного персонала компании.
Эти сессии дают сотрудникам возможность задать руководству прямые вопросы, способствуя открытому диалогу о ключевых проектах, политике и проблемах.
Однако, отвечать на вопросы о Палестине и о том, почему компания берет деньги у израильского правительства, руководство Google не захотело
«Люди задавали вопросы во время наших общих собраний. Всякий раз, когда мы поднимали тему проекта Nimbus во внутреннем чате или во время общих собраний, вопросы модерировались или игнорировались», — вспоминает Монтес.
Кроме того, спустя десять дней после атак ХАМАС на юг Израиля 7 октября генеральный директор Google Сундар Пичаи сообщил сотрудникам в электронном письме, что компания планирует пожертвовать $8 млн на оказание помощи Израилю.
Монтес и другие сотрудники в Северной Америке и Европе начали активно использовать внутренние форумы и организовывать внутренние дискуссии о проекте Nimbus после того, как Израиль начал бомбардировку Газы.
Эти мероприятия проводились виртуально и физически в кампусах Google по всему миру. Однако модераторы Google, которые курировали форумы, стали удалять сообщения во внутренних форумах, всякий раз, когда всплывали слова «геноцид» или «апартеид». А пользователи, отправлявшие эти сообщения, подвергались блокировке.
«Как будто нас не существовало. Представьте себе культуру, которая создается, когда вы говорите о форме угнетения и видите, как ваш работодатель удаляет ее в режиме реального времени», — говорит еще один бывший сотрудник Алекс Чунг.
«Закрытие форумов было обычным делом. В конце концов, менеджеры заявили, что модераторы запретили слово «геноцид», поскольку оно вызывало слишком много внутренних беспорядков, но это было похоже на еще одну форму запугивания, которая благоприятствовала произраильские голоса», — рассказывает Хасан, бывший разработчик программного обеспечения Google в Нью-Йорке.
Затем пропалестинские сотрудники Google столкнулись с запугиванием со стороны произраильски настроенных коллег. Однако компания, по их словам, проигнорировала жалобы и не предприняла никаких действий.
«Со стороны руководства царила культура невежества, закрывавшая глаза на оскорбления, с которыми мы сталкивались как в сети, так и за ее пределами», — вспоминает Хасан.
Ситуация достигла апогея, когда в конце октября 2023 года в результате израильских бомбардировок в секторе Газа погибла палестинский инженер-программист Май Убейд и вся ее семья.
Убейд окончила финансируемый Google учебный лагерь по программированию в секторе Газа под названием Sky Geeks, а затем в 2020 году прошла стажировку в фирме, которая была частью акселератора Google for Startups.
Сотрудники Google организовали пикеты возле своих офисов в Нью-Йорке, Сиэтле и Лондоне в память об Убейд, которая была инвалидом, прикованной к коляске. Эти пикеты вызвали недовольство руководства Google.
Враждебность на рабочем месте стала настолько сильной, что сотрудники Google начали встречаться за пределами офиса, чтобы планировать дальнейшие шаги по организации протестов.
Некоторые сотрудники, включая Монтеса, Чунга и Хасана, устроили 10-часовую сидячую забастовку в офисах компании в Нью-Йорке и Саннивейле. Компания вызвала полицию и уволила 28 работников на месте. Еще 22 человека были уволены после расследования, включавшего анализ записей видеонаблюдения.
На следующий день глава службы безопасности Google Крис Раков, бывший «морской котик» США, разослал служебную записку, в которой предупредил сотрудников «еще раз подумать», если они планируют протестовать в офисах компании.
Но, несмотря на увольнения и месяцы запугиваний, многие оставшиеся сотрудники Google полны решимости продолжить свою кампанию против Nimbus.
Между тем, в Google сообщили, что расследование апрельских событий завершено. По его итогам компания уволила еще нескольких сотрудников, которые «были непосредственно вовлечены в подрывную деятельность».