Смена власти в Сирии, которая сопровождалась стремительным завоеванием Дамаска и другими значительными победами вооружённой оппозиции, несёт глубокие последствия как для Западной, так и для Центральной Азии.
Законно избранный президент Башар Асад утратил контроль над ситуацией и с семьёй нашёл убежище в Москве, где ему предоставили политическое убежище.
Изменившийся баланс сил в этом регионе может привести к росту террористической активности, увеличению политической нестабильности и появлению экономических трудностей, которые затронут не только страны Центральной Азии, но и их ближайших союзников, таких как Россия и Китай.

Таджикский эксперт Шерали Ризоен в своем Telegram-канале приводит анализ угроз и возможностей для региона в связи с последними событиями.
Во-первых, начнем с того, что ситуация находится в активной фазе развития и поэтому возможны любые повороты и развороты.
Сегодня ясно одно: в наших глазах происходит возрождение радикальных группировок, которые начинают контролировать территории целых государств. Этот прецедент несет определённую угрозу странам региона, поскольку в последних боевых действиях участвовали выходцы из Центральной Азии.
Во-вторых, для внешней политики стран Центральной Азии появляется новый источник рисков и угроз, а также возможностей.
Существует большая вероятность активизации держав на пространстве нашего региона, которые выступают основными бенефициарами падения режима Башара Асада, и на волне своего «воодушевляющего марша» они могут существенно активизироваться в Центральной Азии.
Поскольку «победившие» и «проигравшие» акторы в Центральной Азии находятся по разные стороны баррикад, высока вероятность, что их конфронтация также продолжиться на пространстве нашего региона.
В-третьих, для «почитателей» Талибан в нашем регионе появляется большая дилемма: должны ли они также «любить» и «оправдывать» Хайят Тахрир аш-Шам?
Скорое всего, сегодня они этого не смогут сделать, так как любая их попытка оправдать ХТШ чревато негативными последствиями для их внутренней политики. Вооруженный захват власти со стороны Хайят Тахрир аш-Шам поставил под вопрос контртеррористическую политику некоторых стран нашего региона. К сожалению, букет рисков и угроз в сфере противодействия экстремизму и терроризму будет больше, чем прежде.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что наблюдается сходство между падением афганского и сирийского правительств. Дамаск, как и Кабул (включая другие крупные города) в очень короткие сроки без сопротивления попал в руки вооруженной оппозиции.
Этот факт может стать основой для дальнейшей рефлексии (на примере событий в Афганистане после августа 2021 года) и в ближайшем будущей может оказаться, что «проигравшие» от падения режима Башара Асада «державы» – сами будут финансировать группировку Хайят Тахрир аш-Шам. Или им будет представлена возможность «переиграть» и «получить» свое в другом регионе мира.
Отметим ранее мы опубликовали материал, посвящённый безопасности стран Центральной Азии через призму сегодняшней ситуации в Сирии: «Сирийский фактор и вызовы для Центральной Азии: усиление угроз и пересмотр стратегий».
Кроме того, Великобритания может пересмотреть решение о запрете «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) после того, как эта группировка возглавила альянс сирийских повстанцев, который помог свергнуть президента Башара Асада , заявил в понедельник британский министр Пэт Макфадден, пишет Reuters