Представители контрразведки сообщили в совершенно секретной телеграмме на все станции и базы по всему миру, что слишком многие из людей, которых ЦРУ вербует из других стран для шпионажа в пользу США, потеряны.
Согласно отчету The New York Times, высшие должностные лица американской контрразведки предупреждали все резидентуры и базы ЦРУ по всему миру было сообщено о вызывающем беспокойство количестве захвата или убийства информаторов, завербованных в других странах для шпионажа в пользу Соединенных Штатов.
В необычной сверхсекретной телеграмме говорилось, что центр контрразведки ЦРУ рассмотрел десятки дел за последние несколько лет, связанных с иностранными информаторами, которые были убиты, арестованы или, скорее всего, скомпрометированы. Хотя телеграмма была краткой, в ней было указано конкретное количество агентов, казненных спецслужбами стран противника, — подробности, о которых сотрудники контрразведки обычно не сообщают в таких телеграммах.
В телеграмме говорилось о борьбе шпионского агентства, которое занимается вербовкой агентов по всему миру в сложных рабочих условиях. В последние годы враждебные спецслужбы в таких странах, как Россия, Китай, Иран и Пакистан, выслеживают источники ЦРУ и в некоторых случаях перевербовывают их в двойных агентов.
Признавая, что вербовка шпионов — это бизнес с повышенным риском, телеграмма подняла проблемы, которые беспокоили агентство в последние годы, в том числе плохие навыки разведчиков; чрезмерное доверие к источникам; недооценка иностранных спецслужб и слишком быстрое продвижение информаторов, при этом не уделяя должного внимания потенциальным рискам контрразведки — проблема, которая в телеграмме «ставится миссию выше безопасности».
Большое количество скомпрометированных информаторов в последние годы также продемонстрировало растущее мастерство других стран в использовании таких инноваций, как биометрическое сканирование, распознавание лиц, искусственный интеллект и хакерские инструменты для отслеживания перемещений офицеров ЦРУ, чтобы обнаружить их источники.
В то время как ЦРУ имеет множество способов сбора разведданных, которые аналитики могут использовать в брифингах для политиков, сети надежных информаторов по всему миру остаются центральным элементом усилий агентства, и это тот вид разведданных, в котором агентство должно быть лучшим в мире по сбору и анализу.
По словам бывших чиновников, вербовка новых информаторов — это как офицеры ЦРУ получают повышение по службе. Ведущих дела офицеров обычно не продвигают по службе за то, что они хорошо проводят контрразведывательные операции, например, выясняя, действительно ли информатор работает на другую страну.
В течение последних двух десятилетий агентство уделяло много внимания террористическим угрозам и конфликтам в Афганистане, Ираке и Сирии, но теперь улучшение сбора разведывательной информации о противоборствующих силах, как больших, так и малых державах, снова является центральным элементом повестки ЦРУ, особенно потому, что политики требуют более глубокого понимания Китая и России.
По словам бывших чиновников, потеря информаторов — не новая проблема. Но телеграмма продемонстрировала, что проблема более актуальна, чем это понимается в обществе.
Предупреждение, по словам тех, кто его читал, было в первую очередь нацелено на офицеров активных направлений, т.е. людей, которые самым непосредственным образом участвовали в вербовке и проверке источников. Телеграмма напомнила офицерам ЦРУ, ведущим дела, что они должны сосредоточиться не только на вербовке источников, но и на вопросах безопасности, включая проверку информаторов и уклонение от враждебных спецслужб.
По словам людей, знакомых с документом, одной из причин для телеграммы было напоминание кураторам ЦРУ необходимости подумать о шагах, которые они могут предпринять самостоятельно, чтобы лучше справляться с информаторами.
Бывшие официальные лица заявили, что следует уделять больше внимания вопросам безопасности и контрразведки как среди высших руководителей, так и среди личного состава, особенно когда речь идет о вербовке информаторов офицерами ЦРУ.
«В конце концов, никто не несет ответственности, когда дела идут плохо с агентом, — сказал Дуглас Лондон, бывший сотрудник агентства. — Иногда есть вещи, не зависящие от нас, но бывают также случаи небрежности и пренебрежения, и люди, занимающие руководящие должности, никогда не несут ответственности».
Г-н Лондон сказал, что не знал о телеграмме. Но в его новой книге «Вербовщик: шпионаж и утраченное искусство американской разведки» утверждается, что переход ЦРУ к тайным и военизированным операциям подорвал традиционный шпионаж, который полагается на надежную вербовку и работу с агентами.
По словам бывших официальных лиц, послания ЦРУ резидентурам и базам по всему миру, которые отмечают тревожные тенденции или проблемы или даже предупреждают о проблемах контрразведки, не являются чем-то необычным. Тем не менее, меморандум с указанием конкретного числа информаторов, арестованных или убитых противоборствующими силами, представляет собой необычный уровень детализации, который свидетельствует о важности текущей проблемы.
Бывшие официальные лица заявили, что сотрудники контрразведки обычно предпочитают держать такие подробности в секрете даже от общего персонала ЦРУ.
Отвечая на вопрос о записке, пресс-секретарь ЦРУ отказалась от комментариев.
Шитал Т. Патель, которая в прошлом году стал помощником директора ЦРУ по контрразведке, не отказалась от рассылки широких предупреждений сообществу нынешних и бывших офицеров агентства.
В январе г-жа Патель отправила письмо вышедшим на пенсию офицерам ЦРУ, предостерегая от работы на иностранные правительства, которые пытаются наращивать шпионский потенциал, нанимая вышедших на пенсию сотрудников разведки. (В быстро просочившемся письме также содержались предупреждения о разговорах с журналистами.)
Бывшие чиновники говорят, что общие рассылки — это способ подтолкнуть офицеров ЦРУ более серьезно относиться к контрразведке.
В служебной записке, отправленной на прошлой неделе, говорилось, что агентство недооценило своих противников из-за убежденности в том, что его офицеры и специалисты лучше других спецслужб. Но результаты исследования показали, что страны, на которые нацелены США, также умеют выслеживать информаторов.
Некоторые бывшие должностные лица полагают, что навыки агентства по противодействию враждебным спецслужбам «заржавели» после десятилетий сосредоточения внимания на террористических угрозах и использования рискованных тайных средств связи. Подготовка, обучение и направление агентов, шпионящих за иностранными правительствами, в некоторых отношениях отличается от разработки источников в террористических сетях.
Хотя в меморандуме указано конкретное количество арестованных или убитых информаторов, в нем говорится, что число, направленное против Соединенных Штатов, не известно полностью. Иногда информаторов, обнаруженных враждебными спецслужбами, не арестовывают, а вместо этого перевербовывают, превращают в двойных агентов, которые поставляют дезинформацию ЦРУ, что может иметь разрушительные последствия для сбора и анализа разведданных. По словам бывших чиновников, пакистанцы особенно эффективны в этой сфере.
Крах поддерживаемого США правительства в Афганистане означает, что теперь получение сведений о связях Пакистана с правительством Талибана и экстремистскими организациями в регионе станет все более важным. В результате давление снова оказывается на ЦРУ для вербовки и поддержания сети информаторов в Пакистане, стране, в которой такие сети были обнаружены и разорваны в рекордном количестве.
Точно так же концентрация внимания сменяющих друг друга администраций на соперничестве с крупными державами и проблемах Китая и России означала, что создание шпионских сетей и защита этих источников стали важнее, чем когда-либо.
По словам бывших чиновников, в этих странах технологии также стали проблемой. Искусственный интеллект, биометрическое сканирование, распознавание лиц и другие технологии значительно облегчили властям этих стран отслеживание американских разведчиков, работающих в их стране. Это значительно затруднило встречи и общение с источниками.
Нарушение секретной системы связи или «covcom», используемой ЦРУ. помогли разоблачить сети агентства в Китае и Иране, по словам бывших чиновников. В обоих случаях информаторов казнили. Других агентству пришлось извлечь и переселить.
В Иране и Китае некоторые сотрудники спецслужб считают, что американцы предоставляли информацию противоборствующим агентствам, которая могла бы помочь разоблачить информаторов. Монике Эльфриде Витт, бывшему сержанту ВВС, перебежавшему в Иран, в 2019 году было предъявлено обвинение в предоставлении информации Тегерану. Иранцы воспользовались ее знаниями только после того, как поняли, что ей можно доверять. Позже в том же году Джерри Чунь Син Ли, бывший офицер ЦРУ был приговорен к 19 годам тюремного заключения за передачу секретов китайскому правительству.
Бывшие официальные лица говорят, что имеется множество примеров, когда агентство было настолько сосредоточено на миссии, что меры безопасности не были должным образом рассмотрены. А в некоторых случаях перевербовка агента может иметь смертельные последствия.
По словам г-на Лондона, теракт в 2009 году на базе ЦРУ в Хосте, Афганистан, при котором погибли семь сотрудников агентства, является хорошим примером миссии по обеспечению безопасности. В этом нападении смертника иорданский врач, которого ЦРУ полагало, что убедило проникнуть в Аль-Каиду, на самом деле был перевербован против Соединенных Штатов.
«Мы спешили добиться такого большого успеха, что допустили громадную ошибку — сказал г-н Лондон. — Это были промахи в разведывательном искусстве».