Аят для тех, чьи слова расходятся с поступками

(44) أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ 

«И вы призываете людей к добродетели (и благочестию), забыв о себе? Ведь вы же читаете Книгу! Неужели вы не образумитесь?» (Бакара, 44).

В соответствии с риваятом, приведенным Вахиди и Саляби по каналу Кельби от Ибн Аббаса, он говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении иудеев Медины. Один из них сказал своему молочному брату, ставшему мусульманином: «Будь стоек и непоколебим в своей религии и в том, что приказывает тебе этот человек (подразумевая посланника Аллаха (с.а.с.)». То есть этот человек призывает другого к добродетели, но сам не делает этого [Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/13; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, 22].

В соответствии с другим риваятом, также переданным от Ибн Аббаса, иудейские священники призывали иудеев следовать Торе, но при этом сами поступали вопреки Торе, отрицая, что в Торе упоминаются качества пророка Мухаммада (с.а.с.).

Ибн Джурайдж говорил: «Иудейские священники призывали иудеев к покорности Аллаху, однако сами совершали грехи без малейшего зазрения совести».

Некоторые говорили: «Иудейские священники призывали людей раздавать садака, однако сами проявляли скупость» [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 1/248].

В конце концов, все эти варианты очень близки и являются не противоречащими друг к другу причинами. И хотя, по сути, данный аят был ниспослан по поводу иудейских священников, однако хукм данного аята охватывает всех, кто ведет себя подобным образом и чьи слова расходятся с поступками.

وَاتَّقُواْ يَوْماً لاَّ تَجْزِي نَفْسٌ عَن نَّفْسٍ شَيْئاً وَلاَ يُقْبَلُ مِنْهَا شَفَاعَةٌ وَلاَ يُؤْخَذُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلاَ هُمْ يُنصَرُونَ (48)

«Бойтесь (наказания того) дня, когда ни одна душа ничем не поможет другой душе, не будет принято от нее заступничество (за неверующего) и не будет взят ни за кого выкуп. И (заслужившим наказание) не будет оказано помощи» (Бакара, 48).

В соответствии с комментариями муфассиров, причиной ниспослания данного аята является следующее:

Иудеи говорили: «Мы – сыны Аллаха и Его друзья, мы – дети пророков, и наши отцы заступятся за нас». В свою очередь, Аллах Всевышний сообщил им о том, что не примет от них выкупа и заступничества за них [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 1/259].

В одном из риваятов сообщается, что иудеи говорили: «Мы сыновья Ибрахима – друга Аллаха. Он отец Исхака, которого он хотел принести в жертву Аллаху ради Его довольства. Он заступится за нас и избавит нас от наказания» [Х. Тахсин Эмироглу, Асбабун-Нузуль, 1/43].

Автор: Islam Today

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ