Есть ли выход из палестино-израильского конфликта и что для этого нужно — мнение эксперта

О том почему «Хамас» атаковал Израиль и вновь активизировался арабо-израильский конфликт, что думает о нём историческая и философская наука в интервью ИА «Eurasia Today» рассказал эксперт, доктор философских наук, завотделом международных научно-исследовательских коммуникаций «ИлимГрад» КРСУ Денис Брусиловский.

По мнению эксперта, сегодня значительно увеличивается разрыв в уровне жизни и социально-экономического развития различных цивилизаций, появляется новая расстановка сил на мировой арене и новый взгляд на происходящие события.

Как отмечает научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Денис Росс, «основная причина активизации палестино-израильского конфликта — это подготовка договора о нормализации отношений Израиля и Саудовской Аравии». ХАМАС понимает, что это важное событие для всего Ближнего Востока, и пытается помешать ему.

По мнению эксперта, крайне маловероятно, что это соперничество за лидерство, развернувшееся между мусульманскими странами.

Саудовская Аравия – лидер суннитской части исламского мира и шиитский лидер – Иран – неубедительная концепция для нынешних реалий.

— Кто может стать мостом между Востоком, CША и Израилем?

Есть ли выход из палестино-израильского конфликта и что для этого нужно - мнение эксперта

— Наиболее трудной задачей в изменяющемся мире является формирование нового мышления у людей.

Россия как евразийское государство становится центром прогресса, восстановления международного права и международной справедливости, суверенитета государств Востока.

Россия понимает запросы и потребности мусульманского мира и может стать культурно–политическим мостом между Востоком, США и Израилем.

Партнёрство России с Востоком и Израилем не только отвечает евразийскому характеру этой страны, но и ее исторически сложившемуся менталитету и религиозно–этническому составу.

На глобальном уровне отсутствует единая и последовательная концепция Западной цивилизации, которая могла бы определить возможности взаимоадаптации культур на современном этапе противоречий внутри Евросоюза, США и Европы.

— Каковы были предпосылки обострения ирано-саудовских отношений?

Есть ли выход из палестино-израильского конфликта и что для этого нужно - мнение эксперта

В январе 2016 года шиитский проповедник Нимр аль-Нимр и его сторонники были казнены в Саудовской Аравии. По этой причине жители Тегерана разгромили саудовское посольство в Иране. Переговоры по урегулированию конфликта вокруг безопасности паломников при совершении хаджа между Тегераном и Эр-Риядом также зашли в тупик.

Речь идет о том, что в 2016 году Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном, а Тегеран принял решение бойкотировать хадж, так как большинство погибших (465 паломников) в Саудовской Аравии было именно из ИРИ. Похожая ситуация уже была в апреле 1988 года. Все это вызвало значительное обострение ирано–саудовских отношений.

Но стоит отметить и то, что в начиная с начала марта 2023 года политические отношения Тегерана и Эр-Рияда, благодаря посредничеству Китая, значительно улучшились.

Документ о восстановлении дипломатических отношений подписали секретарь Высшего совета нацбезопасности Ирана контр-адмирал Али Шамхани, советник по нацбезопасности Саудовской Аравии Мусаид аль-Айбан, а также руководитель  канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК Коммунистической партии Китая Ван И.

В качестве посредника выступил лично председатель КНР Си Цзиньпин, а также представители Омана и Ирака.

Примирение давних врагов оказалось неприятным сюрпризом для США, мечтавших о пожизненной изоляции Исламской Республики Иран, но не может не радовать Российскую Федерацию, давно желавшую сближения саудитов и иранцев.

Страны также возобновили действие договора о сотрудничестве в сфере безопасности, подписанного в 2001 году и об экономическом сотрудничестве от мая 1998 года.

— Какие современные конфликты сейчас назрели на Ближнем Востоке и Средней Азии?

Есть ли выход из палестино-израильского конфликта и что для этого нужно - мнение эксперта

— Первое – это нерешенные национальные проблемы. Они затрагивают территорию нескольких государств:

  • проблемы «Пуштунистана» (Афганистан (пуштуны 42%, таджики 27%, хазарейцы 9%) – Пакистан (пуштуны 16%, пенджабцы 45%, синдхи 14%)),
  • разногласия «Белуджистана» – этноконфессиональный конфликт на территории Ирана (белуджи-сунниты и персы-шииты) и Пакистана (белуджи-сунниты и шииты-хазарейцы),
  • проблемы «Курдистана» (Турция (турки 80%, курды 17%) – Иран (персы 50%, азербайджанцы 24%, курды 7%) – Ирак (арабы 65%, курды 23%) – Сирия (арабы 89%, курды 6%));
  • конфликт Палестины и Израиля в контексте урегулирования арабо–израильского конфликта и др.).

Кроме этого, имеются и взаимные территориальные притязания (Йемен-Саудовская Аравия, Ирак-Кувейт, Иран-Ирак, Индия-Пакистан, Иран-Бахрейн, Алжир-Марокко, Афганистан-Иран, Оман-Саудовская Аравия, Иран-ОАЭ и др.).

Также необходимо выделить и различия в образовательном, политико-правовом, экономическом и социально-культурном развитии. Противоречия между государственными интересами и религиозной общностью.

Вышеуказанные причины напоминают нам, что целостность мира в исламской концепции миропорядка продолжает быть объектом исследования разных ученых.

— Можно ли сказать, что сейчас происходит настоящее «столкновение цивилизаций»?

В теории С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», некоторые западные элиты и государственные деятели нашли нового врага, с помощью которого продлевается поддержание и расширение военной, экономической, социальной и религиозной власти.

Исламофобия становится инструментом, необходимым для рождения нового мирового порядка. Тезис переводит исламофобию во внешнеполитическую парадигму и переориентирует политику западных государств на пути к противостоянию исламской и синской (китайской) цивилизациям.

— Что же подразумевает исламофобия в западной науке?

Есть ли выход из палестино-израильского конфликта и что для этого нужно - мнение эксперта

— Исламофобия является идеологической конструкцией, возникшей в эпоху после окончания «холодной войны» с намерением сплотить западный мир и американское общество в момент ощутимой фрагментации.

Исламофобия – это стратегия, интегрирующая западное и американское самосознание в быстро меняющейся мировой системе. С одной стороны, она является побочным продуктом власти и соперничества между политическими элитами Европы и США в эпоху после распада Советского Союза.

С другой стороны, исламофобия – это борьба политических элит Европы и США против материальной и духовной культуры Востока. Это захват власти и чужих территорий, богатств, уничтожение древневосточных артефактов Ирака, Ливии, Сирии, – «зачистка» истории, чтобы не смогли потом доказать, чьи это территории.

Чтобы застраховать себя от поражения, – нужно уничтожить все культурные следы предыдущих цивилизаций. Если у правителя нет культуры исторической памяти, в его легитимность никто не поверит.

— Как найти выход из конфликта и обеспечить мир?

Есть ли выход из палестино-израильского конфликта и что для этого нужно - мнение эксперта

— В наши дни все миролюбивые стороны ищут качественно новые пути выхода к стабильному миру и в этом плане мы не являемся исключением.

По моему мнению, в разнообразном исламском мире Хадж может стать прочной и открытой платформой для достижения конструктивного диалога между суннитами и шиитами, курдами и турками, белуджами-суннитами и шиитами-хазарейцами, белуджами-суннитами и персами-шиитами, египетскими министрами и иорданскими принцами и др.

Конечно, мы не ожидаем, что все стороны будут согласны сотрудничать между собой, потому что некоторые фанатично настроенные люди из экстремистских и террористических организаций привыкли держать кого-нибудь на прицеле или под прицелом даже в религиозные праздники.

Диалог и межкультурная взаимоадаптация Востока и Запада являются необходимостью выживания цивилизаций, в противном случае человечеству грозит самоуничтожение.

— Есть ли возможность примирить Западную и Восточную цивилизации?

— Если бы удалось взаимоадаптировать положительные стороны индустриальной Западной и традиционной Восточной цивилизации, то можно было бы вывести человечество на новый более высокий прогрессивный социокультурный уровень и получить новую более гуманистическую систему ценностей.

Действительно наш с вами мир нуждается не только в межцивилизационной взаимоадаптации, но и в эффективной системе обеспечения внутрисоциумной безопасности, способной устранять международные конфликты и развивать межкультурный диалог.

Единому человечеству нет альтернативы, и потому в интересах сохранения современной цивилизации на планете должны установиться не только общепризнанные правила и принципы совместной жизни, но и общая ответственность за судьбу каждого человека. Гибель людей недопустима и не должна быть оправдана.

В целом можно констатировать, что в научном мире складываются следующие мнения:

  • Западная цивилизация использует конфликты Восточной цивилизации и противоречия внутри направлений ислама в своих геополитических целях;
  • мировой порядок не может быть иудейским, христианским или исламским, так как он – международный, межрелигиозный и межкультурный;
  • именно взаимозависимость и многоликость единого мира составляют объективную основу формирования системы мирового порядка.

Каждый человек имеет право на шанс независимо от языка, национальности, религии, денег или власти проявить свои лучшие качества. И так должно быть везде – в Европе, России, Азии, США и на Ближнем Востоке.

Интервью подготовил Коротовских Евгений

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ