Ледяное богатство России: за что действительно идет война в мире

Арктика – суровый край, скрывающий под многотонными спудами льда ларец с неисчислимым богатством. Олово, вольфрам, молибден, металлы платиновой группы, титан, газ, медь и многое другое скрывается в ледяных кладовых Арктики. 

Триллионы долларов и реки человеческой крови – цена этого богатства. Если добавить к ним контроль за Северным морским путем, то Арктика превращается в главный приз сегодняшнего мирового противостояния.

Так за что действительно идет война в мире сегодня и почему между державами происходит напряжение и фактически — «холодная война» постаралось понять издание «Восточный экспресс».

Холодная война за холодную землю

Общим местом стало сегодня утверждение, что мир вступил в эпоху нового передела. По старой доброй традиции, его должен венчать договор, в котором побежденные признали бы свое поражение, а победившие закрепили бы свою победу в международных актах, конституирующих новый мировой порядок.

Эпизод с Украиной (а в контексте указанного процесса украинский кейс, несмотря на кровавость и ожесточенность — это именно эпизод) является прологом к более серьезному противостоянию. Цена вопроса – контроль за финансовой системой, транспортными коридорами и ископаемыми ресурсами в условиях потенциальной мальтузианской ловушки и кризиса капиталистической системы. Коротко говоря, нас всех ждут весьма бодрящие времена.

Российская Арктика (более половины побережья Северного Ледовитого океана принадлежит РФ) – это территория, контроль за которой автоматически гарантирует присутствие в высшей лиге государств строящегося светлого (или не очень светлого) будущего. Кроме ресурсов, о которых мы уже выше сказали, контроль за указанной территорией и ее эффективное использование способны переверстать всю мировую торговлю.

Разумеется, речь идет о Северном морском пути (СМП), имеющим все перспективы перенаправить торговые потоки с Дальнего Востока с привычного транспортного коридора, ведущего в Европу через Суэцкий канал, в холодные воды Северного Ледовитого океана.

Путь через российскую Арктику (14 тыс. км) экономит время, деньги, горючее. Он на 9 тыс. км короче, чем альтернативный ему коридор через Суэцкий канал (23 тыс. км) и потенциально более безопасен, учитывая, что большая часть пути проходит через юрисдикцию одного государства, а не десятков – России. Именно этот нюанс совершенно не устраивает западные элиты. Чем Россия заслужила такое богатство, думают в западных столицах?

Как это водится, все началось с вербальных интервенций. Другие арктические страны — а кроме России, это США, Канада, Норвегия и Дания (все как на подбор большие друзья РФ) — с завидной периодичностью начали делать заявления, суть которых можно свести к тому, что Россия либо просто не справится с освоением и эксплуатацией арктических территорий, либо превратит ее в милитаризированную зону, откуда будет грозить всему цивилизованному миру. Вот что, например, сказала американский посол (послица? посолка?) в Дании Карла Сэндс: «Действия России в Арктике — милитаризация и агрессия».

Безапелляционная фраза г-жи Сэндс говорит только об одном: есть вполне конвенциональный западный консенсус по поводу того, что владение Россией таких жирных территорий неправомерно. Это противоречит положениям «мира, основанного на правилах». Американских правилах, разумеется.

Нет сомнений, что западные стратеги не признают российской юрисдикции над этой территорией. Неформально уж точно. Полагаем, что наилучшим решением западный блок считает десуверенизацию этой части России, на худой конец, некий тип концессионального соглашения, в котором РФ будет занимать положение Конго в старые добрые колониальные времена.

Впрочем, как говорили древние, съел бы он съел, да кто ж ему даст. Потеснить Россию из Арктики сегодня чрезвычайно сложно. Инфраструктура, создаваемая последние сто лет, возможности ледокольного флота (и возможности эти ледоколы строить), освоенные территории (в той или иной степени) вдоль СМП – все это превращает притязания западников в миражи или, говоря по-арктически, гало. Данную мысль автораподтверждает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Гудев:

«США реагируют на усиление военно-морских возможностей РФ в Арктике, так как поняли, что серьезно от стали. Сейчас ведь они в положении догоняющих, а не лидеров.

Например, у США нет сегодня необходимых ледокольных возможностей — только два старых ледокола в строю. И если случится ЧП, то помощи придется просить именно у нас».

Суровый дружелюбный край

Между тем российская Арктика открыта для сотрудничества. Это не просто протокольные слова политического руководства РФ, а правда, подкрепляемая реальностью. В СМП заинтересованы Китай и Индия, арабский мир, желающий ознакомиться с российскими технологиями по сжижению газа, не остаются в стороне и страны Центральной Азии.

Например, активное участие в научной работе по исследованию региона принимает Институт водных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Кыргызской Республики, который подписал соглашение о сотрудничестве с российским Федеральным исследовательским центром комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова.

Работа ведется по нескольким направлениям: ледники, радиационная безопасность, водные ресурсы, охрана вод и многое другое. Как сообщают ученые двух стран, «несмотря на географическую удаленность и природно-климатические различия российской Арктики и Кыргызстана, партнерство научных центров основывается на ряде общих проблем, их решению и должны поспособствовать будущие совместные исследования и разработки».

Резюмируя, скажем: в формирующемся многополярном мире только сотрудничество будет определять критически важные возможности доступа регионов к транспортным артериям, ресурсам и технологиям. Российская Арктика такие возможности дает, но только в той рамке, которую очерчивает сама Россия. РФ прекрасно понимает, какое сокровище находится в ее руках и менять его на бусы не собирается.

Автор: Федор Кирсанов

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ