Плотина раздора: новая эскалация конфликта между Эфиопией и Египтом

В конце 2023 года кризис вокруг Плотины Великого Возрождения Эфиопии или ГЭС Хыдасе (что с амхарского дословно переводится как «возрождение») обострился.

На протяжении года правительства Египта и Судана призывали Эфиопию согласиться на компромисс в ходе переговоров по дамбе для защиты прав и интересов всех трех стран.

Страны, как и прежде, беспокоит то, что Эфиопия регулирует водосток Нила, что может ударить по интересам сельского хозяйства и водной безопасности в итак засушливых регионах, пишут аналитики издания «Rybar»

Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед в свою очередь говорил, что ни одна из сторон не будет ущемлена, а сама ГЭС принесет только пользу. Планировалось, что договоренности будут заключены до конца года.

Однако 20 декабря офис президента Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси выпустил заявление, что четвертый раунд переговоров провалился. А министерство водных ресурсов и ирригации обвинило правительство Эфиопии в отказе от «принятия любого из технических или юридических компромиссных решений, которые бы обеспечили интересы всех трех стран». Министерство также предупредило, что будет пристально следить за эксплуатацией ГЭС Хыдасе.

Эфиопские власти в свою очередь обвинили Египет в искажении истины и заявили, что «Эфиопия по-прежнему привержена достижению мирного урегулирования путем переговоров и надеется на возобновление переговоров».

Почему Египет и Судан выступили против плотины?

Плотина Великого Возрождения Эфиопии — это крупная гидроэлектростанция на реке Голубой Нил, расположенная на северо-западе Эфиопии. Строительство дамбы началось еще в 2011 году с целью решить проблемы с выработкой электроэнергии и в перспективе даже начать ее экспортировать. Стоимость строительства оценивается почти в $5 миллиардов. А планируемая вырабатываемая мощность будет превышать 5000 МВт. Из-за своей значимости и широкого общественного резонанса она и получила свое громкое имя.

В то же время ГЭС Хыдасе стала предметом бурных обсуждений между Эфиопией, Суданом и Египтом. С момента начала строительства Каир утверждал, что проект представляет угрозу для египетской и региональной стабильности.

Проблема в том, что течение рек Голубой Нил и Нил идет от озера Тана прямо через Хартум и до дельты Нила. Издревле Египет, а с середины 20 века и объединенный Судан, очень сильно зависели от чуть ли не единственного источника пресной воды — Нила.

Поэтому и конфликт между мусульманским Египтом и христианской Эфиопией за реку начался чуть ли не сразу после установления первых контактов в первом тысячелетие нашей эры. Властители Эфиопии на протяжении всей истории не брезговали использовать свой контроль над Нилом в спорах с египтянами.

В данном контексте новая ГЭС является не только источником энергии, но в теории и опасным оружием. Плотина дает властям Эфиопии возможность угрожать и торговаться с Суданом и Египтом, потому что дамба позволяет контролировать скорость течения реки, а значит с помощью нее можно вызывать огромные наводнения или засухи в Египте и Судане.

Расширение конфликта

Когда в 2011 году появились первые новости о строительстве ГЭС, правительства Египта и Судана, обеспокоенные угрозой для своей водной безопасности, немедленно выступили против проекта.

Конфликт еще больше обострился в 2013 году, когда Эфиопия отказалась уменьшать размеры плотины и отвела Голубой Нил для более удобного строительства плотины, что могло поставить под угрозу Египет и Судан. Республики даже рассматривали вариант диверсии строительства, а на публику заявляли, что «возможны все варианты развития событий, если водная безопасность будет поставлена под угрозу».

Нынешний режим Эфиопии под руководством Абий Ахмеда также не отличается дружескими отношениями с Суданом и Египтом. В 2019 году премьер-министр Эфиопии даже пригрозил Египту, заявив, что его страна «может подготовить миллионы людей, если возникнет необходимость в войне из-за проекта плотины».

На фоне войны в Тыграе на севере Эфиопии в 2020-2022 годах правительство Ахмеда пошло на деэскалацию, и стороны в один голос начали говорить о необходимости мирного регулирования вопроса. Власти Судана даже вынесли тему дамбы на обсуждение в рамках ООН. Однако за два года так ни к чему прийти не получилось.

Что сейчас?

В июле в СМИ появились надежды на дипломатический прорыв на фоне июльской встречи Абий Ахмеда и Абдель Фаттах ас-Сиси, которые заявили о возобновлении переговоров по дамбе и о плане успешно завершить их в течение четырех месяцев. Однако и в этот раз все зашло в тупик.

Тем временем в Судане уже больше 8 месяцев идет гражданская война, в которой поддерживаемое Египтом правительство пока находится в проигрышном положении. Из-за этого Египет, сталкивающийся с экономическими трудностями, теперь остался один на один с Эфиопией.

Также данной ситуацией могут воспользоваться сами власти Эфиопии и, в случае победы повстанцев из Сил Быстрого Реагирования, могут попытаться договориться с ними. Например, предложат материальную и дипломатическую помощь в обмен на выгодный договор по дамбе. Представители правительства Эфиопии уже начали прощупывать почву и в конце декабря провели первую встречу с лидером боевиков Мухаммедом Хамдан Дагло «Хамедти».

Однако дела и для Абий Ахмеда идут не так хорошо, как может показаться. Дело в том, что Эфиопия объявила суверенный дефолт после того, как переговоры с ключевыми держателями международных облигаций Эфиопии на сумму $1 миллиард закончились без достижения соглашения. А соглашение Эфиопии с кредиторами о приостановке выплат по долгам до 2025 года может быть аннулировано, если страна не получит кредит МВФ до 31 марта. Параллельно с этим на севере и юге страны бушуют стихийные бедствия, а повстанцы в штатах Амхара и Оромия продолжают совершать нападения на правительственные силы.

Данной же ситуацией может воспользоваться ас-Сиси и продавить свои условия в тяжелый для Эфиопии период.

Внешнеполитическая угроза

Поскольку стороны конфликта находятся в далеко не лучшем для себя положении, этим легко пользуются страны Запада, то и дело подкидывая дрова в региональные противоречия.

Египет и Эфиопия за счет своих ресурсов, исторического и политического влияния имеют амбиции стать мощными региональными акторами. При этом обе страны имеют тесные связи с Россией и Китаем, теперь в том числе и по линии БРИКС.

Коллективному Западу во главе с США подобное крайне невыгодно. Их целью является ослабить суверенитет Египта и православной Эфиопии, не допустить формирования новых центров силы посредством стимуляции местных конфликтов, и не допустить укрепления России в Африке и Красном Море.

Поэтому они будут пытаться сорвать попытки достижения договора по поводу плотины и сделают все (о попытках американских дипломатов нанять несколько тысяч эфиопских наемников для участия в суданском конфликте мы уже рассказывали), чтобы та же гражданская война в Судане в перспективе распространилась на весь регион, что не только еще больше ухудшит внутриполитическую ситуацию в Египте и Эфиопии, но и опять-таки может поставить страны по разные стороны баррикад.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ