Глава из книги «Ман ля йахзаруху ль-факих» шейха Садука.
1. Посланник Аллаха (С) сказал:
Всякий, кто утешит опечаленного, будет облечён в Судный День в одеяние, которое обрадует его.
2. Имам Казым (А) сказал:
Соболезнования выражаются до и после похорон.
3. Имам Садык (А) сказал:
Выражение соболезнования обязательно (ваджиб) после похорон.
4. Он сказал:
Соболезнованием считается хотя бы то, чтобы тебя увидел обладатель горя.
5. Имам Садык пришёл к людям, у которых было горе, и сказал: «Пусть Аллах заменит вашу потерю, успокоит ваше горе и помилует ваших покойных!» А затем ушёл.
6. Посланник Аллаха (С) сказал:
Выражение соболезнования даёт наследовать райские сады.
7. Имам Садык (А) сказал:
Если бы терпение не было сотворено раньше горя, то верующий раскололся бы, как яйцо раскалывается о камень.
8. Посланник Аллаха (С) сказал:
Каждый, у которого будут четыре вещи, будет в величайшем свете Аллаха: тот, чьей защитой в его делах являются слова «ля иляха илля ллах ва мухаммад расулу ллах» («нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха»); тот, чьей защитой в горе являются слова «инна ли-лляхи ва инна илейхи раджиун» («Аллаху мы принадлежим, и к Нему вернёмся»); тот, кто говорит, когда его постигнет благо: «аль-хамду лилляхи рабби ль-аламин» («хвала Аллаху, Господу миров»), и тот, кто говорит, когда совершит грех или проступок: «астагфиру ллаха ва атубу илей» («Прошу прощения у Аллаха и обращаюсь к Нему»).
9. Имам Садык (А) сказал:
Когда умирает человек, Аллах посылает ангела к самому опечаленному по нему близкому, и тот проводит по его сердцу и заставляет его забыть боль своего горя. Если бы не это, ближний мир никогда не был бы процветающим.
10. Когда умер Ибрахим, сын Посланника Аллаха (С), он сказал: «Глаза плачут и сердце в печали, но мы не говорим ничего, что гневает нашего Господа. Мы, поистине, печалимся по тебе, о Ибрахим».
11. Имам Садык (А) сказал:
Когда умерли Джафар ибн Аби Талиб и Зейд ибн Хариса, Посланник Аллаха (С) вошёл в свой дом и много плакал по ним и говорил: «Они разговаривали со мной и были моими друзьями, а теперь ушли».
12. Имам Садык (А) сказал:
Терпение и горе спешат вместе к верующему, и когда его постигает горе, он терпит. И потеря самообладания и горе спешат вместе к неверующему, и когда его постигает горе, он теряет самообладание.
13. Имам Садык (А) сказал:
В могиле спрашивают только тех, чья вера была чиста или чьё неверие (куфр) было чистым. Остальные оставляются в их состоянии до Судного Дня.
14. Джаррах Мадаини спросил Имама Садыка (А), как приветствовать обитателей могил. Он сказал: «Скажи: ассаламу аля ахли дийар мина ль-муминина валь муслимин. Рахима ллаху ль-мустакдимина минна валь мустахирин. Ва инна ин ша ллаху бикум лаахикун (Мир обитателям домов из верующих и мусульман! Да помилует Аллах тех, кто опередил из нас, и тех, кто пришёл позже! И мы, если будет угодно Аллаху, присоединимся к вам)».
15. Посланник Аллаха (С) встал над убитыми многобожниками при Бадре, которых бросили в колодец, и сказал: «О обитатели колодца! Мы нашли то, что обещал нам Господь, истиной. Нашли ли вы то, что обещал вам Господь ваш, истиной?»
Лицемеры сказали: «О Посланник Аллаха! Ты разговариваешь с мёртвыми?» Он сказал: «Если бы им было дозволено говорить, они сказали бы: “Да, и лучший припас — богобоязненность”».
16. Фатима (А) приходила к могилам мучеников каждую субботу. И она приходила к могиле Хамзы и призывала на него милость и прощение.
17. От Мухаммада ибн Муслима:
Я спросил Имама Садыка (А): «Посещать ли нам могилы мёртвых?»
Он сказал: «Да».
Я спросил: «Они знают, что мы приходим?»
Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, они знают о вас, и радуются этому, и узнают вас».
Я спросил: «А что нам при этом говорить?»
Он сказал: «Говорите: Аллахумма джаафи ль-арда ан джунубихим ва саид илейка арвахакум ва лаккихим минка ризванан ва аскин илейхим мин рахматика ма тасилу бихи вахдатахум ва тунис бихи вахшатахум иннака аля кулли шай-ин кадир (О Аллах, удали землю от их боков, вознеси к Себе их души, даруй им от Себя довольство, дай им от Себя милость, так что отдалишь от них их одиночество, и будь им спутником в их страхе! Поистине, Ты мощен над всякой вещью)».
18. Имам Реза (А) сказал:
Нет такого верующего раба, который посетил бы могилу верующего и прочитал над ней суру «Кадр» семь раз, чтобы Аллах не простил ему и тому, кто в могиле.
19. Исхак ибн Аммар спросил Имама Казыма (А):
«Посещает ли мёртвый верующий своё семейство?»
Он сказал: «Да».
Он спросил: «Как часто?»
Имам (А) ответил: «Зависит от их достоинств (то есть достоинств мёртвого или достоинств тех, кого он посещает). Из них есть те, кто делает это каждый день, и те, кто делает это каждые два дня или три дня».
Затем он сказал: «Самое меньшее из этого – каждая пятница».
Исхак спросил: «В какое время?»
Он сказал: «Около полудня. И Аллах отправляет с этим мёртвым ангела, который показывает ему то, что радует его, и скрывает то, что печалит. Тогда он видит радостные вести и возвращается счастливым».
20. Имам Садык (А) сказал:
Неверующий мёртвый (кафир) посещает свою семью, но при этом видит то, что ему неприятно, и от него закрывается то, что радует его.
21. Сафван ибн Йахья сказал Имаму Казыму (А):
«Говорят, что когда человек посещает мёртвого верующего, тот радуется ему, а когда уходит, тот чувствует себя одиноким».
Имам (А) сказал: «Он не чувствует себя одиноким».
22. Имам Бакир (А) сказал:
По покойному проводят траур (траурные мероприятия) в течение трёх дней с того дня, как он умер.
23. Имам Бакир (А) завещал восемьсот дирхамов на траур по себе, и он назвал это сунной. Ибо Посланник Аллаха (С) сказал: «Подготовьте еду для рода Джафара ибн Аби Талиба, ибо они заняты (горем)».
24. Имам Бакир (А) завещал, чтобы его оплакивали во время хаджа в течение десяти лет (то есть завещал деньги на это).
25. Имам Садык (А) сказал:
Принимать пищу возле тех, кто потерял близкого – из деяний людей джахилийи. И сунной является отправить им еды, как велел это Пророк (С) относительно семейства Джафара ибн Аби Талиба.
26. Он также сказал:
Когда погиб Джафар ибн Аби Талиб, Посланник Аллаха (С) велел Фатиме (А) прийти к Асма бинт Умейс и другим женщинам, чтобы они готовили им еду три дня. И это стало сунной.
27. У Имама Садыка (А) спросили:
«Можно ли платить деньги плакальщицам (на похоронах)?»
Он сказал: «В этом нет проблемы. По Посланнику Аллаха (С) плакали плакальщицы».
28. Он также сказал:
Нет проблемы в том, чтобы нанимать плакальщиц, если они говорят правду (о покойном).
29. Когда Посланник Аллаха (С) вернулся с битвы Ухуд в Медину, он услышал из каждого дома, где был убитый, плач и стоны. Глаза его прослезились, и он заплакал. А потом сказал: «Однако Хамзу некому оплакать сегодня!» Когда это услышали Саад ибн Мааз и Усейд ибн Хузейр, они сказали: «Пусть женщины ансаров не оплакивают своих убитых, пока не пойдут к Фатиме и не утешат её и не помогут ей в плаче!»
Когда Посланник Аллаха (С) услышал их плач по Хамзе, сказал: «Вернитесь, да помилует вас Аллах! Вы исполнили свой долг!» И с тех пор в Медине так установилось, что какое бы горе ни приключилось – сначала оплакивали Хамзу, а потом своих родственников.
30. Умар ибн Язид спросил Имама Садыка (А):
«Можно ли читать намаз для покойного (то есть прочитать намаз, чтобы его награда ушла покойному)?»
Он сказал: «Да. Если он будет в тесноте, то Аллах из-за этого расширит его тесноту, и ему скажут: “Эта теснота удалена от тебя из-за того, что такой-то твой брат молился за тебя”».
Я сказал: «Можно ли прочитать два ракята и сделать их награду для двух покойных?»
Он сказал: «Да».
А затем он сказал: «Покойный радуется тому, что на него призывают милость Аллаха, или за него просят прощения, как живой радуется подарку, который ему дарят».
31. Имам Садык (А) сказал:
За шесть вещей верующий будет получать награду после своей смерти: ребёнок, который будет просить за него прощения; книга, которую он оставляет[1]; дерево, которое он посадил; вода, которую он пустил, колодец, который он вырыл, и благой обычай, который он оставил после себя.
32. Имам Садык (А) сказал:
Нет смерти, которая более радует Иблиса, чем смерть учёного (факиха).
33. Его спросили о словах Аллаха: «Разве они не видели, что Мы приходим к земле и укорачиваем ее по краям?» (13: 41). Он сказал: «Через потерю учёных».
34. Имам Садык (А) сказал:
Мы, Ахль уль-Бейт, печалимся прежде наступления горя. А когда низводится повеление Аллаха, мы довольны Его определением и подчиняемся Его повелению. Мы не бываем в отвращении от того, что желал Аллах для нас.
35. Имам Садык (А) сказал:
Кто боится за самого себя от силы горя (например, что он сойдёт с ума), пусть много плачет, ибо слёзы успокаивают горе.
36. Имам Садык (А) сказал:
Кто проведёт рукой по голове сироты из милости к нему – Аллах даст ему в Судный День свет по числу волос этого сироты.
37. Посланник Аллаха (С) сказал:
Аллаху ненавистны шесть качеств, и они отвратительны Ему среди моих преемников и их последователей после меня: несерьёзное отношение к намазу[2], сквернословие во время поста, попрёк после милостыни, посещение мечетей в состоянии полового осквернения, подглядывание в дома соседей и смех между могилами.
38. Посланник Аллаха (С) сказал:
«Моя жизнь лучше для вас, и моя смерть лучше для вас».
У него спросили: «Как же это, о Посланник Аллаха?»
Он сказал: «Что касается моей жизни, то Аллах говорит: “Аллах не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них” (8: 33). А что касается моей смерти, то ваши деяния будут представляться мне каждый день. И если они будут малыми, то я буду просить Аллаха увеличить их, а если они будут отвратительными, то я буду просить Аллаха простить их».
У него спросили: «Твоё тело разложится в могиле, о Посланник Аллаха?»
Он сказал: «Нет. Аллах запретил наши тела для земли, чтобы она съела что-то от них».
39. Передано:
Деяния рабов представляются Посланнику Аллаха (С) и Имамам (А) каждый день, будь они праведными или нечестивыми. Так будьте внимательны! И таково слово Аллаха: «Скажи: “Действуйте, и увидит ваши деяния Аллах и Его Посланник и верующие!”» (9: 105).
40. Передано, что Посланник Аллаха (С) шёл за похоронной процессией одного из ансаров. У него спросили: «Не сесть ли тебе на верховое животное, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Я не хочу садиться на верховое животное, тогда как ангелы идут».
41. Имам Садык (А) сказал:
Когда душа выходит из тела – будь то душа верующего или неверующего, — она остаётся около тела и видит всё, что с ним делают. Когда его положат в саван и понесут на кладбище, душа возвращается к нему, и его взор расширяется, и он видит своё место в Аду или в Раю. И он кричит самым громким голосом, если он из числа обитателей Рая: «Поспешите! Поспешите!» А если он из обитателей Огня, то кричит: «Верните меня назад! Верните меня назад!» И он знает всё, что с ним делают, и слышит ваши слова.
42. Имам Садык (А) сказал:
Душа (рух) будет облечена в тело на древе в Раю[3]. Они будут знакомиться друг с другом и разговаривать. И когда к ним прибывает новая душа (то есть только что умершего человека), они говорят: «Оставьте его на время, ибо он избавился от величайшего страха». А затем они спрашивают: «Как дела такого-то?» Если он говорит: «Когда я оставил его, он был жив», то они испытывают надежду. А если он говорит: «Этот человек уже умер», то они говорят: «Как печально!» (то есть печально то, что этот человек оказался в Аду).
43. Имам Садык (А) сказал:
Аллах не сотворил очевидности, в которой нет сомнения, более похожей на сомнение, в котором нет очевидности, чем смерть[4].
[1] Будь то список Коран или другая полезная книга, которую будут читать люди.
[2] То есть действия во время намаза, которые не относятся к самому намазу, хотя и не портят его, например, гладить бороду.
[3] То есть тело барзаха. «Древо в Раю» — очевидно, имеется в виду структура Рая, подобная дереву в символическом смысле.
[4] То есть при том, что смерть является полной очевидностью, в которой нет никаких сомнений, люди обычно относятся к ней так, как будто она является чем-то сомнительным, и в ней нет никакой очевидности.
Источник: arsh313