Израиль стал одним из главных направлений исхода состоятельных россиян с началом новой Холодной войны между Россией и Западом. Американский Forbes приводит перечень лишь самых известных российских бизнесменов, которые приобрели израильское гражданство: Роман Абрамович, Дмитрий и Игорь Бухманы, Михаил Фридман, Вячеслав Кантор, Герман Хан, Александр Мамут, Александр Несис, Юрий Мильнер, Юрий Шефлер, Гаврил Юшваев. Нет сомнения, что список менее известных как бизнесменов, так и деятелей культуры или СМИ из России, получивших израильское гражданство, в разы больше. И, видимо, проблемы, возникшие в России у израильского агентства «Сохнут», оказывающего содействие людям с еврейскими корнями в переселении в Израиль, объясняется в том числе и этим значительным оттоком человеческого капитала. Однако в самом Израиле происходят во многом схожие процессы. А точнее, уже давно произошли в том смысле, что многие его состоятельные и успешные граждане предпочитают жить за его пределами и обзаводиться гражданством других стран.
https://www.youtube.com/embed/uxZ8AItAXgU?autoplay=0&time=0&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fwww.trtrussian.com&widgetid=1
Исход на Запад
Если проанализировать список 10 самых богатых израильтян, окажется, что почти все они либо сами постоянно живут вне Израиля, либо там живут члены их семей.
Номер 1 списка — Эяль Офер живет в Монако.
У номера 2 списка — Идан Офера одна дочь живет в Нью-Йорке, а другая в Лондоне.
Номера 3 и 4 списка — братья Дмитрий и Игорь Букманы живут в Ирландии.
Номер 5 списка Юрий Мильнер живет в США.
Номер 7 списка Тедди Саги живет частично в Берлине, частично на Кипре и имеет гражданство последнего.
Номер 8 списка Шари Арисон сама живет в Израиле, хотя и родилась в США. Однако в Америке живут ее братья Тед Арисон и Мики Арисон, совместно с ней образующие семейную бизнес-империю.
Наконец, номер 9 списка Шауль Шани живет в Италии.
То есть, как видно, почти все богатейшие израильтяне живут за пределами своего государства.
Возможно, не в такой пропорции, но жить вне Израиля предпочитают и многие израильские ученые и высококвалифицированные специалисты. По состоянию на конец первого десятилетия наступившего века, из Израиля уехало около 400 тысяч граждан страны, подавляющее большинство — в США.
Пропорции таковы, что на 100 оставшихся работать в израильских высших учебных заведениях приходится 30 израильтян, уехавших в США. Для примера — в соседней с США Канаде на 100 оставшихся приходится лишь 11 уехавших работать в соседнюю североамериканскую страну.
Больше всего из Израиля уезжает дипломированных математиков — 24%, затем музыкантов — 20,6% и далее IT-специалистов — 19%, специалистов авиационно-космической отрасли — 17%, специалистов по литературе и международным отношениям – 16,5% и 15,5% соответственно.
В целом, около 25% израильских ученых работают в США — от 29% израильских экономистов до 10% израильских физиков, а также 15% израильских философов и 12% израильских химиков. По данным вашингтонского Института Международного образования, на конец второго десятилетия нашего века в американских высших учебных заведениях работали 1 725 израильских ученых. Не менее показательно и то, что порядка половины из них собирались остаться там насовсем.
https://www.youtube.com/embed/ST5xeuxwbF0?autoplay=0&time=0&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fwww.trtrussian.com&widgetid=2
«Сообщающиеся сосуды» и заторы на путях
Такие тенденции, конечно, вызывают обеспокоенность в Израиле. Но ничего принципиально нового в них нет. Израиль изначально был порождением еврейской диаспоры, поэтому неудивительно, что он как пополняется из нее, так в нее и утекает. Так что в каком-то смысле о них можно говорить как о сообщающихся сосудах.
Куда больше дискуссий сегодня вызывает сам характер взаимоотношений Израиля с диаспорой в наши дни. Совсем недавно наличие проблемы было в очередной раз констатировано заместителем министра иностранных дел Израиля Иданом Роллом в его опубликованной в июне 2022 года статье «Пришло время для смены курса в отношениях Израиля и диаспоры».
В ней Ролл пишет о том, что молодые американские евреи утрачивают интерес к Израилю и поездкам в него, что он объясняет опасением осуждения со стороны антисионистки настроенных американских сверстников. В качестве противовеса замминистра ограничивается главным образом общими призывами к Израилю оказывать поддержку еврейской диаспоре в США, а не ждать этой поддержки от нее.
Куда более откровенной и критичной была публикация годом ранее Надава Тамира, бывшего советника бывшего премьер-министра Израиля Шимона Переса, а ныне одного из ведущих сотрудников центра, названного именем последнего. В статье «Решение кризиса в отношениях с еврейской диаспорой» он не только констатировал такой кризис, но и предпринял попытку открыто обсудить его причины.
В качестве одной из таких причин Надав Тамир указывает на отчуждение между ортодоксально-иудейским израильским истеблишментом и все более либеральной еврейской диаспорой, включая представителей не признанных в Израиле реформистских иудеев. Далее он фактически призывает власти Израиля изменить свое отношение к не признанным в нем направлениям иудаизма и по умолчанию к нерелигиозным иудеям вообще.
Кроме того, он пишет о том, что зарубежный еврей не обязательно должен поддерживать политику израильского правительства, чтобы иметь доступ в «израильско-еврейский клуб».
Однако пожелания Надава Тамира по более инклюзивной религиозной и идеологической политике Израиля по отношению к еврейской диаспоре находятся в явном противоречии с установками значительной части израильского общества, причем, парадоксально, двух его полюсов. В набирающем вес ортодоксально-религиозном лагере, напротив, все чаще звучат призывы ужесточить критерии «возвращения» в Израиль, чтобы исключить приток в страну тех, кто, по мнению сторонников этого лагеря, евреями не является.
https://www.youtube.com/embed/O-G1Q1tJv8U?autoplay=0&time=0&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fwww.trtrussian.com&widgetid=3
В этой связи надо напомнить, что сегодня правом на «возвращение» обладает любой, у кого есть хотя бы один предок-еврей в третьем поколении (среди дедушек и бабушек), а также супруг(а) и близкие родственники такого человека. Однако по иудейскому закону (галахе) собственно евреем считается только либо рожденный от матери-еврейки, если он не принял другую религию, либо человек, прошедший процедуру гиюра, — принятия в иудаизм.
При этом гиюр признается только ортодоксально-иудейский, предполагающий изучение кандидатом иудаизма и приобщение к его практике, а также его экзаменацию на предмет знания и соблюдения его канонов. В свою очередь гиюр, проведенный представителями реформистского иудаизма по гораздо более либеральным правилам, юридической силы в Израиле не имеет, а потому принятый таким образом в иудаизм человек евреем в современном Израиле не считается.
Если представители либерального лагеря предлагают официально признать реформистский гиюр, то представители ортодоксального лагеря, напротив, предлагают предоставлять право на переселение в Израиль и получение его гражданства только тем, кто может считаться евреем по их критериям, лишив этого права тех, кто просто имеет еврейские корни или родство.
Не менее обеспокоены они и тем, что в Израиль периодически «репатриируются» критически настроенные не просто к политике его власти, а к самому его национально-еврейскому характеру. Кстати, парадоксальным образом, но их ограничительные установки совпадают с чаяниями арабской общины, которая не заинтересована в увеличении притока в Израиль «репатриантов», будь они канонические евреи или нет, религиозные или светские.
В такой ситуации призвать к решению проблем в отношениях между Израилем и еврейской диаспорой, ограничившись общими предложениями в стиле «за все хорошее, против всего плохого» гораздо проще, чем предложить то, что может устроить все стороны внутриизральского треугольника, углами которого являются религиозные евреи, светские евреи или просто израильтяне и арабы.
И пока противоречия между ними не разрешены, видимо, будут параллельно разворачиваться два процесса: оттока успешных израильтян в более благополучные страны и притока в Израиль «репатриантов» из менее благополучных стран.