. Палестино-израильский вопрос как никогда обретает еще большую важность и значимость. Особенно на фоне тех процессов, которые происходят не только в палестинском обществе, но внутриполитическое противостояние в самом Израиле.
Недавно на Храмовой горе вспыхнул очередной конфликт. Он произошел в стенах мечети «Аль-Акса» в священный месяц Рамазан во время ночной молитвы. Иерусалим является третьим по значимости святым местом ислама, которое упоминается в Коране.
Этот противостояние представляется пока лишь возможным промежуточным эпизодом, но за ним события могут развиваться в сторону дальнейшей эскалации. Не раз еврейские фанатики вторгались в исламскую святыню.
Только в течение декабря 2022 года двадцать два раза вторгались на территорию святыни ислама – мечети «Аль-Акса» в оккупированном Восточном Иерусалиме. А также в городе Эль-Халил израильские силовики в декабре под различными предлогами 51 раз не допускали озвучивания азана в мечети Ибрагима.
Eurasia Today в ходе круглого стола обсудило с экспертами этот вопрос и постаралось выяснить причины противостояния, к чему оно может привести и как его завершить.
Иерусалим имеет огромное значение для современного мусульманского мира, так как этот город является третьим по значимости для ислама после священных городов Мекки и Медины. По этой причине он также наполнен целым рядом значимых святынь, главной из которых выступает мечеть Аль-Акса.
Впрочем, не менее значим Иерусалим и для других религий – христианства и иудаизма. Поэтому, не случайно, он носит неофициальное название город трех религий.
Однако именно этот фактор служит серьёзнейшим камнем преткновения на пути создания условий для мирного сосуществования в этом городе, да и на землях древней Палестины, мусульманского арабского и еврейского населения.
Вообще арабо-израильский конфликт – это очень давняя история, и чтобы понять ее нужно изучить причины, заявил доктор философских наук, начальник отдела Молодежной научной политики, научно-инновационных и международных исследований УИОН КРСУ Денис Брусиловский.
«События, которые происходят ежегодно на Храмовой горе могут говорит нам о том, что арабские страны хотят определиться со своим местом в мире.
Как ни странно, это также попытка найти механизмы для взаимоадаптации цивилизаций, культур и религий», — отметил религиовед.
Также эксперт отметил, важность вопроса, как в современном мире интерпретируются Священные Писания (Коран и Тора) мусульманами и иудеями о значимости этого места в двух религиях.
«Однако представители двух религий не едины в своих позициях. Не все евреи считают, что Израиль должен существовать как государство, так как это противоречит завету.
Есть конформисты, есть ортодоксальные евреи и не стоит обобщать всех», — сказал Брусиловский.
По мнению кандидата политических наук, кафедры «Востоковедения», Международного университета Кыргызстана Алины Молдокеевой арабо-израильский конфликт имеет очень давнюю историю, который, к сожалению, никаким образом до сих пор не разрешен.
Ситуация в большей степени инициирована скорее не самими сторонами это результат действий третьих сторон: Британии и США.
Попытки Тель-Авива признать Иерусалим столицей Израиля имеет геополитический характер, который с каждым разом только накаляет ситуацию в регионе и никаким образом ведет к его разрешению.
«В ООН было признано, что данный вопрос не может быть решён и поэтому Иерусалиму было предан статус международного города, который не принадлежит ни одному из государств.
Стоит отметить, что Палестина признана 138 государствами мира из 198, но почему-то израильское правительство продолжает настаивать на своей достаточно субъективной и совершенно лишенной каких-либо фактов позиции – об отсутствии правительства и неосвоенных территориях у Палестины. А также продолжает аннексию палестинских земель», — отмечает политолог.
Эксперт также подчеркнула, что арабские страны, также не едины по Палестине и поддерживают ее от случая к случаю (с переменным успехом).
«Западное сообщество на протяжении уже многих лет по экономическим, а в большей части по политическим причинам пыталось всегда ослабить Ближний Восток. Не дать ему возможность объединится ни под флагом ислама, ни под флагом просто обычных демократических каких-то изменений», — подчеркнула Молдокеева.
Постоянные стычки в Иерусалиме могут привести регион к более масштабному противостоянию, считает эксперт по вопросам региональной безопасности Нурлан Досалиев.
«Если Израиль предпримет попытки по разжиганию конфликта, то это может вылиться в события не только регионального масштаба, но и мирового противостояния», — добавил эксперт.
По его мнению, конфликт существует потому, что международным сообществом несколько десятков лет назад была заложена «бомба замедленного действия» — когда обеспечение безопасности на Храмовой горе закрепили за Израилем.
«И то, что сегодня израильтяне пытаются воссоздать свой третий храм на месте «аль-Аксы» ни в какие рамки не укладывается», — заключил Досалиев.
Палестина один из вопросов, который является объединяющим фактором для всех мусульман мира, отметил экс-депутат парламента, омбудсмен, посол КР в Малайзии Турсунбай Бакир уулу.
«Страдания палестинцев – боль для каждого мусульманина и здравомыслящего человека. Она еще больше усиливается, когда мы сегодня все видим как израильские военные совершают акты агрессии и жестоко расправляются с верующими в мечети «Аль-Акса»», — сказал экс-депутат парламента КР.
Он согласился с коллегами, что урегулировать конфликт не удается, так как за его процессами стоят третьи стороны.
По его словам, что-то подобное происходит и на европейском континенте — кейс Украины. Если сравнивать риторики Запада по поводу этих двух конфликтов, то можно увидеть его лицемерие и политику двойных стандартов.
«Необходимо к идентичным ситуациям относится одинаково. Давайте тогда сегодня изолируем Израиль и введем санкции из-за его преступлений в отношении народа Палестины.
Мы должны требовать у мирового сообщества право Палестинцев на свое государство. Сионисты захватили не только земли палестинцев, но и Иордании и Сирии», — заметил экс-омбудсмен КР.
Директор Института исламских исследований в КР и теолог Маметбек Мырзабаев согласен с Турсунбаем Бакир уулу, что мусульманам нужно объединиться в вопросе Палестины, так как это проблема всего исламского сообщества.
«Вопрос о палестинцах не должен использоваться в геополитических целях. Это потому, что многие страны поднимают вопрос о Палестине, но используют его в устраивающей их ситуации. Их нужно поддержать не на словах, а на деле», — считает теолог.
По его мнению, чтобы решить палестинский вопрос, мусульманские государства должны быть сильными экономически и геополитически.
Только тогда они смогут отстаивать интересы не только палестинцев, но и вообще мусульман на геополитическом уровне.
«Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь должны быть сильными сами мусульманские страны.
К сожалению, в настоящее время они бессильны и разобщены. Поэтому они не могут занимать единую позицию. Единение возможно достичь, добившись более тесного экономического сотрудничества», — заключил эксперт.
Что делать?
Все спикеры пришли к единому мнению, что данный вопрос очень серьезный и важный, а также оказывает серьезное влияние на безопасность в регионе.
Разобщенность сторон, как мусульман, так и иудеев в единстве позиций отрицательно влияет на урегулирование конфликта
Эксперты предложили ряд предложений в разрешении конфликта:
По мнению Брусиловского, нельзя строить будущее с политическим инструментарием прошлого. У нас нет сейчас того политического инструментария, который бы можно было со временем показать.
«Таким образом, я бы посоветовал привлечь Организацию исламского сотрудничества, Организацию тюркских государств и совместно с другими организациями разрешить эту серьёзную проблему», — заключил религиовед.
По словам историка Сергея Иванова, выходом из ситуации видится придание современному Иерусалиму статуса международного паломнического центра и совместному арабо-израильскому управлению им без разделения на два этнических сектора.
«Важным моментом для дальнейшего урегулирования застарелых проблем должна стать четкая правовая фиксация принадлежности святынь трем главным конфессиям города и свободный доступ к ним их представителей в строго оговоренных условиях и периоды, чтобы избежать каких-либо эскалаций конфликтных ситуаций.
Только при таком раскладе возможен какой-либо существенный сдвиг в решении как спора вокруг Иерусалима, так и в постепенном разрешении арабо-израильского конфликта», — отмечает историк.
По мнению Нурлана Досалиева, вопросы вокруг исламской святыни, как ни странно, будет решаться не мусульманскими странами, а ядерными державами – государствами обладающие военно-политическими и стратегическими потенциалами.