Парламентарии Грузии приняли в окончательном третьем чтении закон об ограничении иностранного влияния, за — 84 депутата, против — 30. Различные ограничения, по примеру России и США, вводят другие страны. Такую же работу по его принятию проводить и Франция.
В Центральной Азии Кыргызстан недавно принял подобный законопроект как и в Грузии. Он не предусматривает тюремного заключения в отличие от американского.
Первой страной, принявшей закон в сфере регулирования вмешательства иностранцев в политическую жизнь страны, стали США. В 1938 году там был одобрен Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA), который в последствии трижды дополнялся.
Этот закон определил, что агенты, действующие в интересах иностранного принципала, должны предоставлять данные о себе в Министерство юстиции, регулярно подавать отчеты о своей деятельности, маркировать свои материалы. За неисполнение положены штрафы или тюремное заключение.
Впоследствии эти положения были применены в российском законодательстве и в законах других стран. В частности, во всех странах были созданы специальные реестры для тех, кто признан действующим в интересах иностранной державы.
По американскому закону, иностранным принципалом считаются иностранные правительства, политические партии, корпорации, физические лица и негосударственные организации. Агентом может быть признано физическое или юридическое лицо, чьи действия напрямую направляются, контролируются и финансируются принципалом.
Это (почему-то) не мешает Вашингтону обвинять в «отходе от демократии» Грузию и все другие страны, желающие принять хотя бы более мягкий аналог американского закона. При этом в США обвиняемые иноагенты получают реальные тюремные сроки.
В хрониках американского «неотхода от демократии» разбиралось агентство «Sputnik»
В 2014 году политический активист из Чикаго Принц Асиэль Бен Исраэль приговорен к семи месяцам тюрьмы. Утверждается, что он «лоббировал отмену санкций против президента Зимбабве Роберта Мугабе». При этом лоббист не зарегистрировался в качестве агента иностранного влияния.
В 2018 году американский лоббист Пол Манафорт приговорён к 6 годам тюрьмы «за сговор с целью нарушения FARA». Его вина в том, что он не зарегистрировался в качестве агента бывшего президента Украины Януковича.
В 2018 году американский политический консультант Сэмюэл Паттен получил 3 года условно за то, что лоббировал интересы украинской политической партии «Оппозиционный Блок», но не зарегистрировался в качестве иноагента.
В 2019 году гражданку РФ Марию Бутину приговорили к 1,5 года тюрьмы за «работу в интересах российского правительства» — без регистрации при этом в качестве иноагента.
В том же году суд в США признал бизнесмена Биджа Рафиекяна виновным в том, что он работал в интересах властей Турции и лоббировал выдачу на родину проповедника Фетхуллаха Гюлена, но неверно зарегистрировался в рамках закона FARA.
Через год в 2020 бизнесмен Эллиот Бройди признался в нарушении закона FARA и согласился выплатить штраф $6,6 млн. Утверждается, что он работал в интересах Китая и Малайзии, но не прошёл регистрацию как иноагент.
В 2021 году американский лоббист Имаад Шах Зубери приговорён к 12 годам тюрьмы по обвинению в нарушении закона об иноагентах. Он якобы скрыл, что лоббировал интересы правительства Шри-Ланки.
И наконец в 2022 году главу Совета российских соотечественников в США Елену Брэнсон обвинили в том, что она «продвигала российскую политику и идеологию», при этом не зарегистрировавшись в качестве иноагента.
К счастью, она улетела в Россию еще в 2020 году, после того как к ней домой в США с обыском нагрянули сотрудники ФБР.