Авраамические соглашения и Центральная Азия: перспективы развития или источник угроз?

Страны Центральной Азии активно развивают многовекторный формат международного сотрудничества. Они являются участниками множества двусторонних и многосторонних политических, экономических и оборонительных проектов, способствующих развитию и безопасности региона.

С другой стороны, желание придерживаться политики многовекторности иногда приводит решениям, которые могут быть неоднозначно оценены или трактованы различными партнерами стран региона и не только способствовать расширению международных связей, но, в определенных ситуациях, усложнить их.

Почему Казахстан присоединился к так называемым Соглашениям Авраама (Авраамическим соглашениям, Авраамским соглашениям) в своей статье пишет независимый эксперт-международник Алексей Фомин.

По теме:

Война Вашингтона за контроль над ресурсами: сегодня Каракас, завтра Тегеран

Война Вашингтона за контроль над ресурсами: сегодня Каракас, завтра Тегеран

 05.12.2025

О том, что Астана присоединяется к этим договоренностям было объявлено по итогам встречи президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и американского лидера Дональда Трампа в Вашингтоне в начале ноября текущего года.

Согласно официальному заявлению, Казахстан присоединился к Соглашениям, чтобы внести свой вклад в преодоление конфронтации в Западной Азии, а также для продвижение диалога и поддержки международного права на основе Устава ООН.

Решение не затрагивает обязательства страны по двусторонним отношениям ни с одним из государств, являясь естественным продолжением и проявлением многосторонней дипломатии, направленной на содействие миру и безопасности [1].

Вопрос установления мира и безопасности в Западной Азии занимает одно из приоритетных мест в международной повестке дня. И шаги стран, направленные на урегулирование ближневосточных конфликтов, всегда приветствовались в мировом сообществе.

Но вопрос именно Авраамических соглашений не является простым и однозначным.

Что такое Соглашения Авраама?

Соглашения являются детищем первой администрации Дональда Трампа 2020 года и были направлены, в первую очередь на нормализацию отношений между Израилем и арабскими странами.

Однако с самого начала данные соглашения готовились как механизм вовлечения других стран в орбиту американо-израильской политики (причем больше американской, т.к. инициатива соглашений и их разработка принадлежали Белому Дому).

На официальном сайте Госдепа находится лишь Декларация Соглашений, в которой обозначены общие моменты, связанные с необходимостью поддержания и укрепления мира в Западной Азии и во всем мире на основе взаимопонимания и сосуществования, а также уважения человеческого достоинства и свободы, включая свободу вероисповедания, поддержке межконфессионального диалога, стремления к раскрытию потенциала нации, стремления к миру, безопасности и процветанию в Западной Азии и во всем мире и т.д. [2].

Практика непосредственных договоренностей заключенных в рамках Авраамических соглашений говорит, что они затрагивают такие направления как инвестиции, туризм, организация прямых рейсов, безопасность, телекоммуникации, технологии, энергетика, здравоохранение, культура, сельское хозяйство и продовольственная безопасность, водные ресурсы, открытие взаимных посольств и целого ряда других сфер сотрудничества.

На текущий момент к Авраамическим соглашениям присоединились Марокко, ОАЭ, Бахрейн и Судан. Правда, Судан в итоге отказался ратифицировать соглашения из-за внутренней нестабильности.

Действительно, согласно открытых источников, в первые годы после подписания объем торговли между Иерусалимом и участниками соглашений вырос в разы, появились совместные энергетические и транспортные проекты, а научные центры двух сторон начали реализовывать общие исследования.

Торговое сотрудничество Израиля с Бахрейном и Марокко также набирает обороты, но не такими стремительными темпами, как сотрудничество с ОАЭ.

Но, внутри самих Авраамических соглашений США заложили несколько условий, которые необходимо выполнять странам их подписавшим.

Во-первых, эти страны должны сотрудничать с Соединенными Штатами в рамках американского плана по Западной Азии, так называемой «Стратегической повестки дня для Западной Азии».

Какой же Стратегической повестки должны придерживаться страны, входящие в Авраамические соглашения?

  1. Урегулирование палестино-израильского конфликта. В своем недавнем интервью CBS News, глава Соединённых Штатов заявил, что что палестино-израильский конфликт будет урегулирован, но поставил под сомнение его двухгосударственное решение. Решение этого вопроса Трамп оставил «на потом» Израилю, каким-то «другим людям» и себе. Также он отметил, что палестинское движение ХАМАС будет уничтожено, если в этом возникнет необходимость. В этой связи американского лидера больше интересует не автономия или государственность палестинских территорий, а расширение «Авраамических соглашений» для нормализации отношений Израиля и Саудовской Аравии [3].

Таким образом, государства входящие в Соглашения выступают должны будут поддерживать подобный взгляд США и строить на нем свою политику.

  1. Иранский вопрос. Проблема Исламской Республики является одной из ключевых в Западной Азии для Соединённых Штатов Америки и Израиля. Наличие страны, которая обладает политическим влиянием среди пропалестинских групп, а также имеет собственную программу развития атомной отрасли, является угрозой как для Израиля, так и для США. К тому же в ходе «Двенадцатидневной войны» Иран показал свои возможности вступив в противоборство с Израилем, даже в условиях американской поддержки израильскому правительству. Упорство, проявляемое иранской стороной в отстаивании своей позиции по ядерным вопросам в рамках СВПД, также не устраивает США. Американцам даже пришлось бомбить иранские ядерные центры в Фордо, Нетензе и Исфахане. Поэтому в интересах Израиля и Америки как можно сильнее ослабить Иран. В связи с этим, государства, присоединившиеся к Авраамическим отношениям, подвергнутся влиянию со стороны США в вопросе выстраивания антииранской политики в том или ином виде.
  2. Конкуренция держав. США стараются активно противодействовать растущему влиянию в Западной Азии других государств, таких как Китай, Россия, Турция. Самым мощным и преданным военно-политическим союзником Америки в регионе является Израиль. Поэтому использовать его как инструмент в этой геополитической борьбе является наиболее целесообразным. Основными направлениями данного пункта можно назвать опять-таки ослабление Ирана, как одного из основных партнеров России и Китая в регионе.

Еще в начале 2000-х годов, в период правления республиканской партии, в американской политике появился термин «Новый Ближний Восток».

Его автор Ральф Петерс подполковник, работавший в Национальной военной академии США, пояснил что Америка для достижения своих глобальных целей и господства готова пойти на передел всего ближневосточного региона – от Израиля и Турции до Афганистана и Пакистана.

Следует отметить, что эксперты в тот период отметили совпадение появление данной стратегии по времени с церемонией ввода в действие нефтяного терминала Баку-Тбилиси-Джейхан в Восточном Средиземноморье.

США активно использовали так называемый курдский вопрос. Для контроля Турции и Ирана при помощи разделения Ирака предлагалось создать Курдское государство.

В 2020-е годы, при первой администрации Трампа, в адрес Турции даже были высказаны угрозы санкций, если та начнет военную операцию против курдов в Сирии.

  1. Доступ к ресурсам и логистики. США активно ищут возможности доступа к полезным ископаемым (в частности нефти и газу), которые находятся на территории арабских стран. Авраамические соглашения дают им доступ к данному ресурсу. Одним из приоритетных направлений политики США в арабском мире стало присоединение к Авраамическим соглашениям, наверное, самой влиятельной страны региона и мирового нефтяного гиганта Саудовской Аравии.

В случае нормализации отношений между Израилем и КСА уже существуют планы крупных совместных энергетических проектов и противостояние Тегерану (вообще Саудовская Аравия рассматривается США как ключевой элемент создания антииранского фронта в Западной Азии).

Еще в 2020 году Вашингтон и Иерусалим и Израиль предлагали саудитам и эмиратам проложить магистральные трубопроводы, по которым сырье (нефть или газ) будут транспортироваться из Персидского залива к портам в Израиле, а после этого в сторону Евросоюза.

Вступая в Авраамические отношения, страны должны осознавать потенциальную возможность передачи своих ресурсов в распоряжение США и допустить американскую сторону к своим логистическим маршрутам, что в итоге равно отдать США контроль над торговыми путями.

  1. Военно-техническое сотрудничество. Продажа оружия также является центральным компонентом экономической политики США на Ближнем Востоке. По некоторым данным в период с 2013 по 2017 гг. почти половина экспорта вооружений США направлялась в регион, прежде всего в Саудовскую Аравию, а также в Египет и Объединённые Арабские Эмираты. США также являются крупнейшим торговым партнером Израиля, прежде всего, в области полупроводников и телекоммуникационного оборудования.

Одним из направлений сотрудничества, предлагаемых в рамках Авраамических соглашений и Стратегии США в Западной Азии является закупка американского и израильского вооружения.

Так, после присоединения к Соглашениям Марокко, в 2021 году между оборонными ведомствами этой страны и Израиля был подписан Меморандум о взаимопонимании, где рассматривался вопрос обмена разведданными и закупки израильского вооружения.

В 2023 году появились сообщения, что американо-израильские интегрированные военные радарные системы были или могут быть развернуты в ОАЭ и Бахрейне.

Таким образом, странам, подписавшим соглашения, возможно придется более углубленно сотрудничать с США и Израилем в военно-технической и военных сферах.

Вторым моментом Авраамических соглашений является пункт, обозначенный в договоренностях, который гласит, что стороны обязуются не принимать на себя никаких обязательств, противоречащих Соглашению.

В случае противоречия между обязательствами Сторон по Соглашению и любыми их другими обязательствами, обязательства по ним являются обязательными и выполняются.

Стороны также обязуются принять любое законодательство или иные внутренние правовые процедуры, необходимые для реализации Соглашения, и отменить любое национальное законодательство или официальные публикации, противоречащие Соглашению [4].

То есть, соглашения и договоренности, достигнутые с Вашингтоном и Иерусалимом, являются приоритетными и стране, присоединившейся к ним, придется менять свое законодательство и соглашения с другими государствами, если они не отвечают интересам Авраамических соглашений. То есть придется либо оказываться от каких-то условий и ссориться с США или менять в том или ином виде сотрудничество с

другими государствами-партнерами в пользу американцев, в моментах пересечения интересов?

Третьим моментом можно назвать те организации, которые были созданы в рамках Авраамических соглашений. Основным учреждением, проталкивающим интересы США в рамках Авраамических соглашений, является НКО Институт мира «Соглашения Авраама» или AAPI.

В 2023 году его возглавлял бывший офицер разведки и бывший директор по Западной Азии Совета национальной безопасности Роберт Гринуэй.

Одним из его проектов было создание вместе с Израилем разведподразделения в министерстве туризма, чтобы заниматься странами «Авраамических соглашений».

Таким образом, реальными целями Авраамических соглашений в Западной Азии являются проталкивание антииранской политики США, ослабление роли России, Китая и Турции, доступ к природным ресурсам и коммуникациям, расширение рынка собственных вооружений при помощи изменения национальных законодательств стран в свою пользу и под контролем некоммерческих структур, возможно аффилированных со спецслужбами США и Израиля.

При чем тут Центральная Азия?

В условиях возрастающей конкуренции крупных мировых игроков, необходимость возврата потерянного влияния на Евразийском континенте, развитие альтернативных транспортных и энергетических коридоров, требует от США занимать новые и «отвоевывать» потерянные позиции в различных регионах.

Для этого нужны инструменты и партнеры. Самым преданным союзником США на Евразийском материке является Израиль. Поэтому неудивительно, что было объявлено о расширении формата «Авраамических соглашений» на Центральную Азию и Африку.

Привлечение новых регионов к Авраамическому соглашению вполне вписывается в ряд планов и стратегий США, например таких как противостояние Китаю и России.

Одним из ключевых моментов американской стратегии является взятие под контроль так на называемого «Среднего коридора» (или Транскаспийского международного транспортного маршрута), логистического пути, пролегающего через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу.

Ряд экспертов называет этот маршрут перспективной альтернативой МТК Север-ЮГ, который активно продвигает Россия.

Используя данный коридор США смогут влиять на переориентацию экономической и торговой политики стран Центральной Азии и Южного Кавказа, предоставив им альтернативные пути поставок товаров и связей с Турцией и Европой в обход России и даже Суэцкого канала.

Ряд экспертов говорят о том, что это может негативно сказаться и на других российских международных экономических проектах, например ЕАЭС.

Соединённые Штаты уже взяли под контроль один из ключевых отрезков Среднего маршрута, Зангезурский коридор или «Маршрут Трампа».

Аналогично с февраля текущего года появляются сообщения о якобы идущих переговорах между Израилем и Азербайджаном о присоединении азербайджанской стороны к «Авраамическим соглашениям».

Израиль и так имеет глубокие связи и отношения с Азербайджаном, особенно в военной и военно-технической области. Но тут возникает дополнительный вопрос использование Иерусалимом Азербайджанской стороны для создания большего давления на Иран и снижения влияния Турции в регионе Южного Кавказа (что также в интересах США).

Израиль считает Турцию одним из источников своих геополитических угроз. В начале года в отчете правительственной комиссии по анализу сионистского оборонного бюджета даже стояла рекомендация просчитывать вероятность прямого конфликта с Турцией.

О влиянии на Азербайджан со стороны США говорит факт того, что подписание азербайджано-армянских договоренностей произошло в этом году при непосредственном участии и присутствии Президента США Дональда Трампа в Вашингтоне.

Таким образом, США уже имеют доступ к южнокавказскому участку Транскаспийского маршрута и теперь ворота перед ними открыл Казахстан. Дорога в Центральную Азию для США и Израиля практически стала свободной.

Знаковым событием также можно считать присоединена в качестве полноценного участника Консультативных встреч глав пяти государств Центральной Азии Азербайджана в ноябре текущего года и превращение формата С5 в С6.

Одним из ключевых вопросов, которые сразу был поднят на встрече явилась потенциальная институционализация транспортного маршрута «Центральная Азия – Каспийское море – Азербайджан – Черное море/Европа», а также формирование нового геоэкономического пояса на евразийском пространстве по формуле ЦА-Азербайджан.

Что ожидать в Центральной Азии?

На текущий момент похоже, что в странах Центральной Азии не слишком беспокоятся о возможных последствиях присоединения Казахстана к Авраамическому соглашению и усиления в регионе США и Израиля. Пока что лидеры стран планируют будущее региона, представляя его как логистический, экономический и инвестиционный центр.

Но уже эксперты просматривают ряд возможных рисков, с которыми может столкнуться регион ЦА. Отмечается, что шаг Казахстана по вступлению в Авраамические соглашения и передача права разработки своих месторождений редкоземельных металлов, золота и урана американским компаниям, запустил механизм так называемой «Большой игры 2.0».

Тут американцы и добывают металлы и вывозят их через практически подконтрольный им Средний коридор. И все это происходит в ущерб интересам России и Китая.

Возможный действия Казахстана в рамках Авраамических соглашений может спровоцировать раскол в мусульманском обществе внутри страны и в отношениях с мусульманскими общинами других стран. ХАМАС уже осудил шаг Казахстана.

Эксперты отмечают, что присоединение к «Авраамскому проекту» фактически означает признание «нормальности» дипломатии, которая игнорирует палестинский вопрос и закрывает глаза на гуманитарные последствия военных действий против гражданского населения в Газе.

В случае использование американцами Казахстана, в том числе и через «Авраамические соглашения», как платформы для проникновения в Центральную Азию, это может вызвать недовольство со стороны России (несмотря на все подписанные соглашения), Китая и Турции, поскольку напрямую будет затрагивать их интересы.

И в таком случае придется выбирать, либо кому-то отказать и испортить отношения, либо откупиться.

Аналогичная ситуация может сложиться и в рамках участия стран ЦА в таких объединениях как ШОС, ОТГ, а тем более ЕАЭС и ОДКБ. А тем более в случае объединений, где участвует Иран, поскольку навязываемая США и Израилем политика так и ли иначе будет касаться ослабления ИРИ в регионе.

Очень остро может встать вопрос в рамках ОДКБ, если военное и военно-техническое сотрудничество Казахстана с США и Израилем начнет укрепляться и переходить определенные рамки.

Турция тоже может не особо обрадоваться, когда одно из государств ОТГ начнет подвергаться влиянию со стороны США и Израиля.

В дальнейшем не исключается раскол в отношениях внутри региона Центральной Азии. Авраамические соглашения уже раскололи арабский мир. Произошло это не сразу, но и в ЦА, все только начинается.

Увеличение влияния Израиля, как партнера США, в регионе может привести к усилению информационного и технологического проникновения через системы безопасности, коммуникаций и цифровые сети.

Более того, «Авраамское соглашение» подразумевает интеграцию участников в технологические процессы США и Израиля, что затруднит приток китайских инвестиций и участие в передовых технологических проектах. Для Пекина это означает возникновение стратегического препятствия на пути распространения китайского влияния в мусульманском мире, где Китай пропагандирует «политику невмешательства и мирного прогресса».

С другой стороны, некоторые эксперты говорят, что не стоит слишком серьезно воспринимать присоединение Казахстана к Авраамическим соглашениям и последствиям от этого для Центральной Азии. Последствия не добавят напряженности в регион. Также звучат мнения, что эти шаги, наоборот, будут способствовать расширению связей и притоку инвестиций в ЦА, тем более регион сам организует транспортно-логистические проекты с соседними странами.

На данном этапе невозможно точно спрогнозировать как будут развиваться события. Еще слишком много неизвестных в уравнении.

Одно понятно, если на территории Центральной Азии по серьезному начнется Большая игра 2.0, то странам региона придется выбирать сторону и альянсы, а если нет, то хватит ли у них сил отстоять свой суверенитет самостоятельно?

Гиперссылки на источники

  1. https://www.akorda.kz/ru/prezidenty-kazahstana-ssha-i-premer-ministr-izrailya-proveli-sovmestnyy-telefonnyy-razgovor-710853.
  2. https://www.state.gov/the-abraham-accords#:~:text=The%20Abraham%20Accords%20Declaration,and%20freedom%2C%20including%20religious%20freedom.
  3. https://www.cbsnews.com/news/trump-on-nuclear-testing-government-shutdown-immigration-tariffs-china-60-minutes-transcript/
  4. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/09/UAE_Israel-treaty-signed-FINAL-15-Sept-2020-508.pdf