Афганистан. В этой драме антракта не будет? Часть 1.

Происшедшая на фоне вывода американских войск череда внушительных побед движения «Талибан», позволившая спустя два десятилетия талибам вновь выйти на границы СНГ и ОДКБ, опять вывели Афганистан на первые позиции в повестке дня по вопросам безопасности. Об ситуации в регионе в материале эксперта Алексея Фомина.

«Бросок на север» привел к тому, что в руках у сторонников движения оказались ключевые районы севера и северо-востока страны в провинциях Кундуз, Тахар, Балх, Бадахшан и других. Причем, сами афганские источники утверждают, что часть из этих районов, как, например, приграничный порт и центр торговли Шерхан Бандар были взяты талибами без особого сопротивления со стороны афганских правительственных сил.

Стратегически важное улусвольство Ишкамиш в провинции Тахар, которое на протяжении 18 лет ни разу не переходило в руки антиправительственных афганских сил, практически пало под скоординированным ударом движения «Талибан».

Улусвольство Хаш провинции Бадахшан после двух дней сопротивления перешло под контроль талибов.

Один из влиятельнейших людей афганского севера Ата Мохаммад Нур, после того, как талибы захватили целый ряд районов провинции Балх и подступили к ее столице Мазари Шарифу, был вынужден выступить с призывом о сборе народного ополчения для обороны города.

Среди захваченных талибами районов называются еще Чахи Аб, Янги Калъа, Даркад, Дашти Кала, Ходжагор провинции Тахар, улусвольства Дашти Арчи, Имам Сахиб и Калаи Зал провинции Кундуз, а также КПП «Шерхан-Бандар» и «Кокул».

Правительственные войска отступали. Более 130 афганских военнослужащих перешли границу и искали укрытия в соседнем Таджикистане. Общими причинами неожиданного поражения афганских сил во всех оставленных районах назывались: отсутствие поддержки с земли и воздуха, недостаток боеприпасов и вооружения, хорошее оснащение и скоординированность действий у талибов.

С другой стороны, положение в северных и северо-восточных регионах Афганистана не являются чем-то исключительным для страны. Активность сторонников «Талибана» возросла по всей территории ИРА и, как сообщают СМИ, все больше районов переходят под их контроль.

Справедливости ради согласимся с теми экспертами, которые говорят о том, что сегодняшнее движение «Талибан» (ДТ), это не «Талибан» 90-х годов прошлого века. Похоже, что движение пересмотрело свои позиции.

В официальных документах руководство ДТ предписывает своим бойцам сдерживать эмоции, не бесчинствовать, уважать мирных граждан, не подвергать их дискриминации, воздержаться от мщения, обеспечить безопасность и условия для торговли и т.д.

Военных, полицейских и рабочих приглашают присоединиться к Исламскому Эмирату и заняв свои должности продолжать работу, а новая администрация должна сфокусироваться на решении насущных вопросов населения.

Помимо этого, в одном из заявлений говориться, что «приграничные торговые порты, перешедшие под контроль Исламского Эмирата, должны оставаться в рабочем состоянии. Весь коммерческий импорт и экспорт будет функционировать в обычном режиме, а административная работа торговцев будет продолжаться без перебоев».

Соседние с Афганистаном государства талибы заверили, что «никаких проблем с проникновением моджахедов в приграничные районы не возникнет, будут сохраняться хорошие отношения, как и раньше, и не будет создаваться никаких препятствий для передвижения по границе. Более того, земля соседних стран также будет в безопасности с нашей стороны».

Подтверждение этих заявлений можно заметить в сообщениях, приходящих непосредственной из Кундуза, в которых говорится, что порт «Шерхан Бандар» вновь стал функционировать, а талибы наладили торговлю с Таджикистаном, установив на подконтрольной им территории таможенные посты.

Однако ситуация не могла не обеспокоить афганских соседей и основных геополитических игроков региона. Ведь несмотря на заявления руководства ДТ и последние политические процессы, связанные с вовлечением движения в мирные переговоры, «Талибан» до сих пор фигурирует в списках подавляющего числа государств, как террористическая организация, исповедующая одни из самых радикальных взглядов на ислам.

Также в памяти еще свежи боестолкновения на таджикско-афганской границе 90-х годов ХХ века, нападения в тот же период террористических групп с подконтрольной талибам территорий на Узбекистан и Кыргызстан. Плюс история с укрывательством Бен Ладена и так далее. Поэтому опасения многих соседних с Афганистаном стран являются достаточно обоснованными.

Но есть еще целый ряд вопросов, требующих внимания: как получилось так, что обученная и оснащенная американским вооружением афганская армия терпит поражения и отступает? Ведь арсенал афганских военных гораздо шире, чем у талибов. Взять, например, ту же авиацию и тяжелую артиллерию.

Может быть дело в мотивации и идеологической подготовке? Стоит ли Афганистан на пороге нового витка и гражданской войны и ждет ли его раскол? На кого рассчитывает официальный Кабул в помощи против талибов и какие шаги он ожидает от своих партнеров? И, главное, как сами крупные державы-игроки смотрят на развитие ситуации в Афганистане, какой видят выход из создавшейся ситуации и какие шаги готовы предпринять?

Эти и другие вопросы нам удалось обсудить с членами комитета по внутренней безопасности парламента Афганистана Ашрафуддином Аини и Вагма Сапа, которые приняли участие на IX Московской конференции по международной безопасности, прошедшей 23 – 24 июня в столице России.

Отметим, что в мероприятии приняло участие более 700 гостей, среди которых были министры обороны и представители военных ведомств, экспертного сообщества из 109 стран. На повестке дня стояла также и Исламская Республика Афганистан.

Оценивая ситуацию в стране, афганские парламентарии отметили, что положение в стране начало ухудшаться еще до вывода американских войск из Афганистана. Практически сразу после объявления о том, что американцы уходят, талибы резко активизировались и захватили много районов, в том числе и на севере и северо-востоке страны. Также ожидается, что после полного вывода иностранного контингента ситуация в стране ухудшится.

Оценивая возможности афганских вооруженных сил в противостоянии талибам, Ашрафуддин Аини отметил, что активную помощь армии на северо-востоке страны оказывают силы народного ополчения. Не желая возвращения талибов, местные жители формируют отряды и дают отпор сторонникам ДТ.

Именно за счет народного ополчения планируется заполнить пустоту в рядах проправительственных афганских сил, вызванную выводом иностранного контингента из страны. Снижение уровня иностранной помощи национальным силам, конечно же отрицательно скажется на готовности и возможностях национальных вооруженных сил. Но это все краткосрочная перспектива. Но в среднесрочной перспективе вся эта нехватка будет пополнена из внутренних возможностей страны и за счет народного ополчения.

Представители Афганистана (ИРА) отмечают, что ухудшение ситуации в стране также отрицательно скажется и на ее ближайших соседях. Ухудшение ситуации с безопасностью на границах, контрабанда наркотиков, а также возрастание активности экстремистских группировок — вот перечень тех угроз, с которыми столкнутся соседние с Афганистаном государства, особенно бывшие республики СССР.

Поэтому, помощь и совместное с соседними странами, в том числе и с Россией, решение проблем в ИРА является не только в интересах самой Афганистана, но и в интересах этих стран.

Парламентарии не согласились с тем, что в результате противостояния правительственных сил и талибов страна может разделиться на несколько частей. Примером тому может служить ситуация 90-х годов ХХ века, когда под контролем сил ДТ находилось около 90% территории страны и лишь несколько районов оказывали сопротивление, даже в тот момент страна не распалась. Сейчас же, народ и племена, что на севере, что на юге страны объединяются в борьбе с талибами.

Материал подготовил Алексей Фомин

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ