Досрочные выборы: сможет ли Эрдоган обыграть оппозицию?

Официально выборы президента и в парламент Турции назначены на 18 июня 2023 года. Но недавно президент Реджеп Тайип Эрдоган допустил проведение досрочного голосования.

«Вы лучше всех понимаете важность выборов 2023 года, дату которых мы обновим, возможно с учетом сезонных условий», — сказал он на заседании правящей Партии справедливости и развития (AKP). Поменять дату выборов несложно, ибо большинство в парламенте имеет альянс AKP и националистов (MHP). Главный вопрос – зачем?

Ответ кроется в двух факторах. Во-первых, лето – сезон отпусков. В ситуации, когда рейтинг Эрдогана невысокий, каждый голос на счету.

Во-вторых, экономику может захлестнуть очередная волна турбулентности. По исследованию Al-Monitor/Premise, для двух третей населения Турции главный вопрос – экономическая стабильность, потом – беженцы, правосудие и безработица. Людей интересует инфляция и обесценивание лиры. 

Рейтинг Эрдогана и его главыный конкурент

Экрем Имамоглу и Реджеп Тайип Эрдоган

На сегодняшний день рейтинг президента лежит в районе 31%, но если кризис обострится к лету, то популярность президента может оказаться еще ниже. Тоже самое касается его партии.

По данным Al-Monitor/Premise, AKP и MHP на двоих набирают 32%, а шестисторонний блок во главе с республиканцами (CHP) – 36%.

Учитывая, что оппозиция выступает против переноса выборов, время работает на них. У их кандидатов будет больше времени на проведение избирательной кампании, агитацию. В то же время у оппозиции есть серьезные проблемы.

Во-первых, их главный кандидат Экрем Имамоглу, обыгравший в 2019 году провластного кандидата на выборах мэра Стамбула, может сесть в тюрьму или как минимум быть отстранен от голосования.

Турецкий суд в декабре 2022 года приговорил Имамоглу к 2 годам и 7,5 месяцам за оскорбление центризбиркома.

Если мэр Стамбула будет допущен до выборов, шансы на победу у него высокие. По некоторым опросам, позиции в дуэли таковы: 49,5% за Имамоглу и 41,4% за Эрдогана.

Экономика в приоритете

Опросы, конечно, не дают полной картины, и решающей силой остаются неопределившиеся. Но, так как расклады – не 50 на 50, президенту придется в прямом смысле слова попотеть.В приоритете – экономика.

Турецкий экспорт в минувшем году побил исторический рекорд, достигнув $254 млрд. Число стран, с которой Анкара торгует в лирах, достигло 197, говорит Эрдоган. 

ВВП растет, в третьем квартале 2022 г. темпы составили под 4%. В последние годы Эрдоган раскручивает тему открытия новых нефтяных и газовых месторождений, что очень важно в зависимой от импорта топлива Турции.

Турецкий лидер создает благоприятный внешнеполитический фон для стимулирования экономики. После нормализации с арабскими странами ОАЭ инвестировали $10 млрд в турецкую экономику, а Саудовская Аравия открыла инвестиционный счет на $5 млрд в Центральном банке Турции.

Для снятия нагрузки с бюджета, а заодно социального напряжения Эрдоган нормализует связи с Сирией, чтобы разместить там сотни тысяч беженцев из Турции. Восстанавливаются отношений с Египтом – еще один рынок сбыта турецкой продукции, а также с Израилем.

«Нуля проблем» с соседями, похоже, недостаточно. Имамоглу и оппозиция остаются грозной силой, о чем говорят опросы. Властям нужны яркие внешнеполитические достижения. Например, в Сирии.

Эрдоган уже давно грозится провести еще одну военную операцию против курдских боевиков из YPG, но все еще тянет с ней. Цель – полностью выбить YPG с приграничных территорий.

Сирийские и курдские истории положительно влияют на рейтинги. В июне 2018 году Эрдоган поспешно провел досрочные выборы в парламент и президента, потому что в январе того года провел успешную операцию по вытеснению YPG из кантона «Африн». В эту же копилку работают угрозы применения ракет «Тайфун» против Греции.

Роль «миротворца» в украинском конфликте

Переговоры России и Украины в Стамбуле/Фото: AP

Другой внешнеполитической победой может стать Украина. Эрдоган и его министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу предпринимают большие усилия, чтобы стать посредником между Киевом и Москвой.

Турция до сих пор тянет с принятием Финляндии и Швеции в НАТО, чтобы не «портить фон». Эрдоган состоит в диалоге и с Владимиром Путиным, и Владимиром Зеленским, критикуя попутно Запад в деструктивной позиции.

При участии Турции Россия и Украина подписали «зерновую сделку». Сейчас Анкара прорабатывает новый обмен пленными и «гуманитарный коридор».

Если Турции удастся достичь перемирия, а в идеале соглашения об окончании конфликта, Эрдоган может идти на выборы как президент-миротворец. 

Российский фактор – хоть и не основной, но тоже может внести лепту в выборы. Товарооборот с Россией достиг рекорда благодаря параллельному импорту.

Курды стоят перед выбором

Турецкие курды/Фото: Murad Sezer/File Photo, Reuters

На исход выборов, помимо внешнего фона и экономики, повлияет курдский фактор. 20-миллионное меньшинство в большинстве своем будет голосовать за Партию демократии народов (HDP) – третья политическая сила в стране.

Сейчас против этой партии ведутся разбирательства. Заморожены ее счета. Есть вероятность запрета HDP. Поэтому курды на выборах в парламент и тем более президента будут выбирать между Эрдоганом/AKP и большой оппозицией.

Симпатии курдов в целом на стороне оппозиции, если, конечно, они не выдвинут кандидатом в президенты Мансура Яваша, мэра Анкары и националиста. Если Имамоглу сможет участвовать и станет главным кандидатом оппозиции, то курды его поддержат.

Сложнее оппозиции будет, если запретят и Имамоглу, и HDP. Республиканец Кемаль Кылычдароглу уступает по харизме Эрдогану, а без Имамоглу оппозиция потеряет курдские голоса.

Одним словом, нас ждет упорная борьба за власть в Турции. Дата выборов неизвестна, но очевидно, что они окажутся досрочными.

С приближением выборов республику будут сотрясать внутренние скандалы, связанные с Имамоглу, у которого есть право апелляции, и HDP, а вооруженные силы и Чавушоглу могут активизироваться на внешнем контуре.

Автор: Камран Гасанов

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ