Пакистан сегодня утром, 18 января, начал контртеррористическую операцию «Marg Bar Sarmachar» с нанесением серии «целенаправленных высокоточных» ответных ударов по укрытиям белуджских джихадистов в иранской провинции Систан и Белуджистан.
Факт обстрела подтвердили в пакистанском МИД. Сообщалось, что снаряды попали в семь объектов сепаратистской Освободительной армии Белуджистана.
Пакистанские самолеты вошли в воздушное пространство Ирана и успешно вернулись, нанеся удары по укрытиям, сообщало агентство Reuters со ссылкой на источник в пакистанской разведке.
Пакистан стал первым государством, нанесшим удар по Ирану после ирано-иракской войны 1980-1988 годов.
Напомним, что позавчера, 16 января, иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) нанес удар баллистическими ракетами и беспилотниками по основной базе белуджской джихадистской группировки «Джейш аль-Адль» («Армия справедливости»), которая расположена в пакистанской провинции Белуджистан рядом с границей с Ираном.
Их Тегеран считает детищем Западных и спецслужб Израиля. В этом плане ранее Иран атаковал ракетами штаб-квартиру «Моссада» в иракском Эрбиле и базу террористов в Сирии.
После иранских ударов Ирак и Пакистан вызвали послов для консультации, а после и вовсе отозвали их из Тегерана. Как в Багдаде так и Исламабаде заявили, что Иран нарушил их границы и они обладают правом нанести «ответный удар».
Жертвы
После ударов Ирана по территории Пакистана 17 января вечером террористы атаковали из Пакистана приграничные районы Ирана привонции Систан и Белужистан в Захедане, где в результате погибло три военных КСИР среди них полковник, замначальник местного подразделения КСИР Хуссайнали Джавданефар.
В результате атак обе стороны заявили, что пострадали и погибли женщины и дети. На иранской территории число жертв достигло 9 человек, сообщает агентство «Mehr».
Они погибли в приграничных сел Саравана — два мужчины и четыре ребенка и три женщины все они не граждане ИРИ.
В свою очередь при обстреле Ираном базы террористов власти в Исламабаде заявили о гибели двух детей.
Таким образом, впервые две страны-соседа Афганистана поочерёдно атаковали территории друг друга. Официальными целями в обоих случаях были белуджские боевики, действующие под различными джихадистскими брендами, соответственно, против Ирана и Пакистана.
Что заявляют стороны?
Позиция Пакистана:
- Мы не допустим угрозы суверенитету и территориальной целостности Пакистана при любых обстоятельствах.
- Мы полностью уважаем суверенитет и территориальную целостность Ирана.
- Удары по территории Ирана были вынужденной мерой для защиты безопасности Пакистана и национальных интересов.
- Мы будем предпринимать все необходимые шаги для обеспечения безопасности и защиты нашего народа.
- Мы продолжим усилия по поиску совместных решений с Ираном в борьбе с терроризмом.
- Мы стремимся к мирным отношениям со всеми соседними странами, включая Иран.
Позиция Ирана:
- Вице-президент Ирана: «Мы много раз предупреждали Пакистан и Ирак. Мы продолжим наши атаки, если террористы проникнут в Иран».
- Иран потребовал от властей Пакистана немедленных объяснений по этому поводу, сообщило ИА «Mehr»
- Представитель МИД ИРИ Насер Канани осудил ракетную атаку и вызвал посла Пакистана
Запланированное ранее учение ВМС в Ормузском проливе было отменено, а два корабля («Жоб» и «Мададгар») вернулись в Пакистан.
О причинах ударов
В связи с этими инцидентами российский эксперт по современному Афганистану Андрей Серенко высказал три сценария истинных причин событий:
Первый: Удары носят договорной, согласованный характер, что является новой формой координации сил безопасности Ирана и Пакистана в регионе.
Пока в части противодействия белуджскому джихаду. А там дальше видно будет.
Взаимные публичные упрёки и дипломатические демарши в связи с обоюдными атаками — не более, чем спектакль, призванный скрыть от общественного мнения двух стран договорной характер ракетных атак.
Второй: Обмен ударами — реальные боевые инциденты, проявления взаимной агрессии, свидетельствующие о неблагополучном развитии отношений между Тегераном и Исламабадом.
В этом случае, можно окончательно похоронить надежды на создание некоего регионального консенсуса, призванного, в том числе обеспечивать безопасность в Центральной и Южной Азии, а также консолидировано влиять на режим талибов в Афганистане.
Третий: Адресатом обоюдных ракетных ударов на самом деле является режим Талибана в Афганистане, с территории которого действуют различные террористические группировки, создающие проблемы и Пакистану, и Ирану.
Асимметричные удары по инфраструктуре белуджского джихада в регионе — это сигнал талибам в Кабуле и Кандагаре: следующие ракеты могут полететь уже по целям в Афганистане.
Причём сразу с двух сторон — из Ирана и Пакистана. Ведь если Тегеран и Исламабад друг друга не пожалели в организации ракетных атак, то уж с режимом талибов они точно деликатничать не станут.
Посмотрим, прочтут ли правильно афганские талибы ракетные послания из Тегерана и Исламабада…
Последняя информация, которая прошла в СМИ было заявлено, что ВС Пакистана находятся в состоянии чрезвычайно высокой боеготовности и могут ответить на любые шаги Ирана.
Китай предложил посредничество в разрядке напряженности между Пакистаном и Ираном.
«Пакистан и Иран являются крупнейшими странами региона и мусульманского мира, поэтому Китай надеется, что разногласия между ними могут быть устранены путем переговоров и другими мирными способами», — сообщает генконсул КНР в Исламабаде.