Кадыр ажы Маликов: новый муфтий должен быть интеллектуалом, стратегически мыслить…Он обязан быть руководителем!

Член Совета Улемов Кыргызстана, заместитель экс-муфтия Кадыр ажы Маликов поделился своим мнением с “Eurasia Today” о темах, касающихся религиозно-духовных основ Кыргызстана.

— Скоро будет очередной курултай Совета Улемов, где должны будут избрать нового муфтия и новых членов Совета Улемов. Как вы думаете по каким критериям должен избираться новый муфтий КР?

— Я думаю, помимо тех существующих критериев, которые прописаны в уставе ДУМК, а там указано о необходимости наличия светского высшего образования, религиозного высшего образования, справки о несудимости… есть и еще одно из требований и оно немного более сложное — кандидат должен проработать в данной системе не менее 5-ти лет. Это ставит барьер к тому, что человек пришел новичком.

Но одновременно, это является своего рода фильтром, чтобы в Духовном управлении мусульман не попадали люди из различных деструктивных сект, течений. С другой стороны, я хочу сказать о том, что сегодня есть и современные требования к людям, которые претендуют на должность муфтия.

Наверное, они с каждым годом будут все больше и больше расти. В первую очередь, духовное лицо должно обладать качествами лидера и менеджера, то есть умением управлять на административной должности. Он должен уметь руководить всей мусульманской общиной, мечетями, финансированием в целом, иметь организаторские способности.

Во-вторых, он обязан быть одновременно духовным лидером для всех мусульман Кыргызской Республики. Это означает что муфтий обязан владеть стратегическим мышлением, быть дипломатом, уметь находить со всеми сторонами и джамаатами общий язык, обладать высоким интеллектуальным уровнем. Он должен уметь предвидеть определенные события, правильно выстраивать отношения и знать свою работу. Это очень важно. Соответственно, духовное лицо обязано быть интеллектуалом, можно сказать узнаваемой личностью, лидером и.т.д. Это очень сложно, еще можно много рассказать о тех качествах, которые должны быть у него. Мы исходим из того, что есть и, к сожалению, выбор не очень большой и ограниченный

— Необходимо ли новому муфтию иметь религиозное образование за границей?

— Вы знаете такого условия в ДУМК еще нету, но я думаю, что лучше было бы, если бы муфтий имел образование за границей, помимо домашнего образования. Вы знаете, у нас в Кыргызской Республике не совсем тот уровень Исламского высшего образования, которое дает возможность находить сходство и отличие между мазхабами.

То есть, обучаясь за границей, он сможет сравнивать их, даже приезжая из-за рубежа. Также, он получает опыт сравнения систем духовного управления, системы образования за рубежом и у нас. Поэтому, за границей, кажется, высшее исламское образования лучше, а в Кыргызстане оно еще только развивается и не достигло того уровня, которого хотелось бы.

— В последнее время наблюдается много молодежи, которая интересуется Исламом. Они читают намаз, просвещаются, и в этом, конечно, немаловажна и ваша роль в разъяснении этого религиозного учения. Как вы смотрите на будущее молодежи-мусульман в Кыргызстане, могут ли они, не выезжая из страны, полноценно обучиться религиозным канонам и какова роль улемов в этом вопросе?

— Что касается будущего молодежи-мусульман, то наши молодые парни и девушки сегодня немного, как бы я сказал… дезориентированны. Потому что в свете последних событий, связанных с муфтиятом, им был нанесен сильнейший удар по традиционному духовенству, а значит и по традиционному Исламу. Соответственно, это отразилось и на доверии молодежи населения, мечети. Это очень важный вопрос, потому что в настоящее время многие волнуются: за кем в будущем пойдут молодые люди?

Поэтому, здесь надо поднимать тот вопрос, что Совет Улемов, сами аалимы должны больше сегодня работать  среди молодежи. Сегодня борьба идет за Уммы молодежи и чтобы быть более конкурентными на фоне других деструктивных течений, наши улемы должны менять взгляд, менять подход  идеологии  работы с молодежью. То есть, говорить с молодыми людьми на другом языке не на архаичном, а наиболее современном языке, с современными понятиями, где-то должно быть большее развитие и более научный подход.

— Как вы знаете, некоторые юноши и девушки исламу учатся за границей. Приезжая на свою родину они сталкиваются в с большими разницами культур и даже мазхабов. Как им дальше жить?  Может ли нынешний Совет Улемов решать подобные вопросы?

— Что касается мусульманской молодёжи, то сегодня они обучаются на разных ВУЗах, в разных странах и это и хорошо. С другой стороны, это имеет определенную угрозу, потому что каждый из них возвращаясь в Кыргызстан приносят не только то знание, которому он обучался, а, к сожалению, иногда культуру или определенную несвойственную для Кыргызской Республики религиозную  традицию.

Потом создаётся почва для конфликтов в обществе в целом, потому что идет разная трактовка ислама. Хотелось бы чтоб в Кыргызстане были свои центры обучения, чтобы было развитие исламской мысли ханафитского мазхаба, акыйда матурийдия на интеллектуальном уровне. Вроде недавно был подписан договор о создании Исламской академии, мне кажется это очень важно. Важен и вопрос о формировании содержания образования и о том, кто будет читать лекции в данной духовной академии. Хотелось бы чтобы это были эксперты с мировым именем, ученые…

— Скоро наступит священный месяц Рамадан. Мы все знаем и слышали, что по инициативе журнала «Умма», Вы организуете программу «Шатер Рамадана», а также раздаёте денежные средства и продукты малообеспеченным семьям. Какие у вас есть планы на этот год и насколько такие программы приветствуются волонтерами и спонсорами?

— Да, в Священный месяц Рамадан мы действительно готовим некие программы. Моя супруга Элиана-Марьям Саттарова готовит определенную программу именно по “Шатру Рамадана” которое может пройти в онлайн режиме. Программа будет включать раздачу гуманитарной помощи малообеспеченным семьям. В этом году, из-за кризиса пандемии, возможно, мы будем оказывать помощь адресно.

Мы также будем делать акции с участием волонтеров, как и в прошлом году.

Беседовала Каныкей Жаманкулова

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ