Сулейманов: «Отсутствие единства мусульманского мира — главная причина нерешаемости палестинского вопроса»

В последнюю пятницу священного месяца Рамадан мусульмане отмечают Международный день Аль-Кудс солидарности с борьбой палестинцев за независимость против политики сионизма. Проблема палестинского вопроса (борьба за Йерусалим) остается одной из тех, что мусульманский мир до сих пор не сумел решить. Почему же она так и сохраняется в подвешенном состоянии? Об этом мы поговорили с политологом из России, экспертом Института национальной стратегии Раисом Сулеймановым.

Напомним, что День «Аль-Кудс» учреждён духовным лидером Ирана аятоллой Хомейни в 1982 году. В этот день в Иране и других странах проводятся антиизраильские демонстрации и митинги. В 2014 году он отмечался в Иране, Турции, Пакистане, Индии и Йемене.

— Проблема оккупации Аль-Кудса (Иерусалима) продолжается уже больше как полвека, как Вы видите его нынешнее положение и какое будущее его ждет?

— Проблема Аль-Кудса (в международном праве это называется проблемой Восточного Иерусалима) – нерешаемая с 1967 года, когда после Шестидневной войны Израиль занял территорию не только Восточного Иерусалима, но и той части, которая предназначалась по решению ООН в 1947 году для создания арабского государства в Палестине.

При этом после переговоров в Осло в 1993-1995 гг. Израиль хоть и признал право палестинцев на свое государство в границах Западного берега реки Иордан и Сектора Газа, но продолжает оккупировать территории.

Уже столько лет существует Палестинская национальная администрация, столицей которой считает Восточный Иерусалим, но на практике всё это не более, чем пожелания, поскольку Восточный Иерусалим с точки зрения Израиля является его частью. 

Тель-Авив готов предоставить его жителям собственное гражданство, однако они категорически отказываются его принимать. При этом никаких органов власти Палестинской национальной администрации в Восточном Иерусалиме нет (реальной столицей, где и размещен офис ПНА находится в городе Рамалла).

В итоге жители Восточного Иерусалима – это люди без гражданства (получать палестинские паспорта Израиль им категорически запрещает). В глазах его жителей принять израильский паспорт означает признать суверенитет Израиля над собой.

Получается, что жителей Восточного Иерусалима Израиль автоматически наделил статусом резидентов – промежуточный статус, когда человек не является в правовом отношении гражданином, но считается постоянным жителем. При этом он должен платить налоги в пользу того государства, резидентом которого является.

Восточный Иерусалим фактически является частью всей столицы Израиля, у него нет отдельного муниципального органа, который им бы управлял. Более того, с 1967 года происходит активное его заселение еврейскими жителями, благодаря чему достигается демографическое превосходство над арабами Восточного Иерусалима.

Цель подобной политики – навсегда положить конец попыткам оспорить суверенитет Израиля над этой частью города. И надо сказать, что Восточный Иерусалим в результате такой демографической политики Израиля все более теряет связь с Западным берегом реки Иордан и в нем уменьшается палестинское присутствие.

Учитывая, что тенденция к росту еврейского населения Восточного Иерусалима только продолжает набирать обороты, нет оснований полагать, что ситуация поменяется в ближайшем будущем. 

Святыня мусульман — мечеть Аль-Акса

— Почему притеснение палестинцев и их право находится в «Аль-Аксе» игнорируется международным сообществом? Почему арабские страны так равнодушно относятся к этому?

— Ответ лежит на поверхности: палестинская проблема потеряла свою актуальность с началом «арабской весны» 2010-2011 гг., и ее затмила проблема сирийских беженцев. То есть, для стран Запада последняя в разы ощутимее, чем проблема палестинских беженцев.

Рассматривая события на Ближнем Востоке на первый план всё второе десятилетие XXI века, выходили вопросы связанные с падением автократических режимов в Египте, Тунисе, Ливии, террористической организацией «ИГИЛ», о войне в Сирии, которая длится дольше, чем Первая и Вторая мировые войны вместе взятые (с 2011 года, т.е. 11 лет). Соответственно палестинская проблема ушла не то, что на второй, но даже на третий план.

Многое было связано и с тем, что руководство ХАМАС, которое контролирует только Сектор Газа, публично поддержало свержение законного правительства Башара Асада в Сирии, что фактически означало охлаждение отношение к палестинской теме и со стороны Дамаска (нетрудно догадаться, как Башар Асад отнесся после такого демарша руководства ХАМАСа к тем палестинским беженцам, что жили на территории Сирии).

Ну и, наконец, в 2020-2021 гг. произошло официальное признание Израиля со стороны четырех арабских стран: Марокко, ОАЭ, Бахрейн и Судан.

15 членов Лиги арабских государств из 22-х отказываются признавать Израиль, остальные 7 его признают, такие как: Египет (1979), Иордания (1994), Палестина (с оговорками по соглашению в Осло 1993-1995 гг.), Марокко (2020), Бахрейн (2020), Объединенные Арабские Эмираты (2020) и Судан (2020).

Наконец когда мы говорим: «Государство Палестина», следует понимать, что ее нынешний президент Махмуд Аббас, контролирует только территорию Западного берега реки Иордан, но не имеет никакого  контроля над Сектором Газа с 2007 года, когда там к власти пришел ХАМАС.

Отсутствие палестинского единства – тоже одна из главных причин, почему решение палестинского вопроса так и остается в подвешенном состоянии.

Израильская полиция арестовывает палестинца

— По какой причине СМИ и мировое сообщество не так бурно реагируют на войны в Йемене, Ираке, Сирии, Афганистане и палестинском конфликте как сейчас на войну между Россией и Украины?  

— Наш мир в целом западноцентричен, нравится это кому-то или нет (мне это, например, не нравится). Соответственно, события, которые происходят где-нибудь на Западе, неизбежно приковывают внимание мирового сообщества (под которым, кстати, часто понимается коллективный Запад) в большей степени, чем события в любых уголках мира.

Приведу конкретный наглядный пример: есть такая густонаселенная страна как Индия, в ней проживает 1 млрд. 400 млн. человек, т.е. каждый 7-й человек на Земле (в мире сейчас насчитывается 7,9 млрд. человек) – это житель Индии.

Однако если вы начнете смотреть мировые зарубежные информационные ресурсы, то увидите, что происходящее в Индии освещается гораздо меньше, чем, например, то, что происходит в Великобритании с ее населением в 67 млн. человек. Такова проекция внимания мировых СМИ.

Почему по-разному мировое сообщество реагирует на военные конфликты где-нибудь на пространстве Большого Ближнего Востока (от Мавритании до Афганистана), а на события на Украине гораздо больше внимания?

Ответ очевиден: потому что военные события на Украине происходят в Европе. Можно назвать это европоцентризмом (или шире – западоцентризмом) как объяснения почему существует разное отношение к вооруженным конфликтам в разных уголках нашей планеты.

Соответственно, это и накладывает свой отпечаток на восприятие и сопереживание к трагедии разных народов.

— Что нужно предпринять, чтобы активировать вопрос освобождения Аль-Кудса? Какие стороны должны при этом взаимодействовать?

— Мне кажется, что при нашем поколении это не произойдет (если вообще произойдет когда-нибудь в будущем). Позиции официального Тель-Авива на Ближнем Востоке очень прочны. Можно сколько угодно не признавать Израиль, но от того, что кто-то его не признает, он не перестанет существовать.

Израиль – это часть западной цивилизации на Ближнем Востоке. А Запад объективно сейчас намного сильнее всего исламского мира (опять же нравится это кому-то или нет, но это факт).

Да и когда мы говорим: «исламский мир», то надо понимать, что это всего лишь воображаемый конструкт, потому что нет единства мусульман, нет единого мусульманского мира, у каждой из мусульманских стран есть свои интересы, а между ними существуют многолетние противоречия, которые в настоящий момент не решаемы.

Отсутствие единства мусульманского мира является причиной нерешаемости палестинского вопроса. Поэтому и расчет на то, что весь исламский мир хочет добиться освобождения Аль-Кудса, это только наивное представление.

Совершенно не понятно, как это видится: никто из соседей Израиля, даже те, кто его не признают (а это Сирия, Ливан и Сектор Газа во главе с ХАМАСом), не в состоянии этого сделать.

Президент Турции Реджеп Эрдоган

Приведу еще один наглядный пример: нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган очень часто выступает с критикой в адрес Израиля. 

Во время кровопролитных событий в мае 2021 года на палестино-израильском направлении (поводом для кровопролитных столкновений стало решение Верховного суда Израиля выселить палестинцев из квартала Шейх-Джаррах в Восточном Иерусалиме).

Эрдоган выступил с рядом публичных обвинений в адрес Израиля, а в Турции прошли многотысячные шествия в знак солидарности с палестинцами. Однако несмотря на это, Анкара продолжает поддерживать официальные дипломатические отношения с Израилем.

И даже когда Эрдоган обрушился с публичной критикой в адрес ОАЭ «в предательстве интересов ислама» за то, что Дубаи признали Израиль и установили с ним дипломатические отношения, хочется спросить: господин Эрдоган, но Турция сама же признает Израиль, так чего же Вы тогда упрекаете других в том, в чем легко упрекнуть Вас самого?

Пока нет исламского единства в мире, мечта об освобождении Аль-Кудса (Иерусалима) так и останется мечтой.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ