Кто угрожает Афганистану и смогут ли РФ и страны ЦА предотвратить там новые конфликты?

Недавние неудачи США и Великобритании в попытках ослабить Россию в Украинском конфликте вынуждают Запад вернуться к проверенной тактике дестабилизации региона — поддержке терроризма. О новых угрозах Афганистану и о том как их предотвратить в своей статье для информационного портала «Sputnik» пишет политолог Эсен Усубалиев.

Центральная Азия и угрозы Афганистану

Исторически Центральная Азия ассоциировалась с угрозами безопасности из нестабильного Афганистана — затяжные внутренние конфликты, приход к власти Талибана, американская интервенция и вывод войск. Всё это породило множество вызовов как для самого Афганистана, так и соседних государств ЦА — наркотрафик, торговля оружием, потоки беженцев и рост терроризма.

Сейчас ситуация в этом государстве относительно стабилизировалась, однако северные районы по-прежнему контролируют террористические группировки, связанные с Аль-Каидой и ИГИЛ. После вывода американских войск в 2021 году эти группы какое-то время находились в подвешенном состоянии. Однако после начала СВО на Украине в 2022 году их снова активизировали западные кураторы для дестабилизации обстановки в регионе.

Таким образом, Запад пытается компенсировать неудачи в Украине, разжигая напряжённость на другом направлении при помощи испытанной тактики поддержки терроризма. Ключевой вопрос — насколько эффективно государства Центральной Азии смогут противодействовать этим попыткам, в том числе совместно друг с другом и Афганистаном.

Как Запад пытался распространить своё влияние на государства ЦА?

После распада СССР Запад попытался распространить свое влияние на вновь образованные государства Центральной Азии, несмотря на отсутствие исторических и культурных предпосылок. В рамках проекта «Большая Центральная Азия» планировалось использовать Афганистан в качестве плацдарма для региональной трансформации.

Хотя активная фаза началась после вторжения США в Афганистан 7 октября 2001 года, очевидно, что эта кампания была частью заранее продуманного сценария. Согласно ему, через Афганистан должны были пройти энергетические и транспортные маршруты из Центральной Азии в Южную Азию и другие регионы под контролем Соединённых Штатов Америки.

Однако даже на пике американского присутствия реализовать проекты вроде ТАПИCASA-1000 и трансафганской железной дороги не удавалось из-за нестабильности в Афганистане.

Таким образом, вместо «суверенных демократических государств, сотрудничающих с США», Афганистан превратился в источник террористической угрозы и контрабанды наркотиков и оружия для всего региона.

Попытка Соединённых Штатов навязать свою модель развития Центральной Азии потерпела неудачу. Более того, их вмешательство только дестабилизировало ситуацию в Афганистане и создало новые вызовы безопасности для всей ЦА.

Талибан и угрозы для обновленного Афганистана

Приход талибов к власти в Афганистане в 2021 году стал закономерным результатом провальной многолетней политики США, не сумевших победить это движение ни военным, ни идеологическим путём. Однако вопреки некоторым прогнозам страна не скатилась в средневековье и не превратилась в эпицентр международного терроризма.

Талибы стремятся к международному признанию и заинтересованы в восстановлении экономики, торговли и инфраструктуры, но исключительно на собственных условиях.

Они не готовы формировать по-настоящему инклюзивное правительство с учётом интересов этнических меньшинств. Также талибы категорически отвергают любое внешнее давление и попытки навязать им чуждые политические модели.

Важно понимать, что сегодняшние афганские власти сами по себе не представляют угрозы для соседних стран. Однако их неспособность контролировать всю территорию Афганистана создаёт потенциальную опасность, особенно с учётом активности террористических группировок. Хотя международное сообщество призывает талибов активнее противодействовать терроризму, пока они не обращались за внешней помощью в этом вопросе.

Будущее общего центральноазиатского пространства

Соседние с Афганистаном страны и государства, поддерживающие диалог с талибами, понимают, что полная изоляция этого режима недопустима, даже если он не идёт на уступки. Возможно, на данном этапе оптимальная стратегия — сохранять регулярные контакты с Кабулом в надежде, что необходимость международного признания в конце концов подтолкнёт талибов к компромиссу.

При этом на повестке стоят неотложные вопросы стабилизации самого Афганистана, учитывая растущие торгово-экономические связи с Центральной Азией. Изначально считалось, что успешное будущее ЦА связано с поиском внешних рынков вне постсоветского пространства. Однако за прошедшие 30 лет «экономического чуда» не произошло.

С учётом текущих геополитических трендов Центральная Азия перспективна не только сама по себе, но и как транзитный хаб между Россией и Китаем. Возможно, транзитный потенциал Афганистана стоит переосмыслить. Интересно, что сейчас сам Кабул заинтересован в укреплении связей в первую очередь с Россией, которая становится центром экономического притяжения для всех стран, выступающих за прагматичное сотрудничество без политизации. Именно такая формула способна обеспечить стабильность и безопасность в Центральной Азии и Афганистане.

Эсен Усубалиев

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ