Хазарейцы Казахстана. История шиитов Казахстана

Слово «хезар», от которого пошло название народа «хазарейцы», означает «тысяча».

Хазарейцы покинули Афганистан из-за войны, которая приобрела этнический характер и о их жизни и ситуации АБНА передает со ссылкой kazislam.kz.

 Они пришли в чужие для них края. Однако из-за своей малочисленности сейчас рискуют раствориться в других обществах и конфессиях. Считают ли они ассимиляцию угрозой для своей — самобытности, идентичности и веры? Журналисты из России, Казахстана и Армении поговорили с представителями этих общин и попытались ответить на этот вопрос. Полностью материалы проекта можно прочитать  тут.

Слово «хезар», от которого пошло название народа «хазарейцы», означает «тысяча». Сегодня в Казахстане их всего шестьсот. А не так давно не было ни одного. Причина, по которой они здесь появились, все та же, что тысячи лет гонит народы со своих земель в чужие, — война.

«Страшно было. Меня три раза брали в плен. В первый раз нас на трое суток закрыли в контейнеры. Там была такая жара. Каждые полчаса охранник открывал дверь, потом закрывал. Был такой момент, когда он забыл про нас. Мы стучали полтора часа. Я когда вам рассказываю, у меня все трясется», — вспоминает Раджаб Али Гулам Риза, крепкий мужчина средних лет, во время недавнего интервью в Алматы.

Хазарейцы — ираноязычные шииты тюркского происхождения, населяющие центральный Афганистан. Хазарейцы считаются потомками чингизидов, которые остались в Афганистане после его завоевания монголами в 1221–1223 годах. Идущая уже почти сорок лет в этой стране война приобрела этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Многие хазарейцы начиная с 1995 года покинули Афганистан.

«Мы все потеряли. Мои предки сто лет на одном месте жили, добро собирали. Буквально за полчаса мы все потеряли. Боевики захватили наш район. Машину забрали. Наш дом взорвали. Обратно нам некуда было идти. Я вынужден был покинуть Кабул». Раджаб Али родился в Афганистане в 1968 году. До 1992 года он жил в Кабуле, получил высшее образование по специальности «инженер-строитель», создал семью. Но затем в стране заново вспыхнула гражданская война.

Раджаб Али принял решение бежать из страны. Сначала он отправился на север в приграничные районы, оттуда в Узбекистан, а затем в Казахстан. В советское время он успел познакомиться с казахом, служившим в Афганистане, эту связь удалось восстановить. Бывший военный помог семье Раджаба перебраться в Алматы и оформить документы беженцев.

Свой второй день в тогда еще столице Казахстана он помнит до сих пор, в этот день страна отмечала День независимости.

«Мы вышли с детьми на улицу, так музыка громко играла. Люди танцуют, столы накрыты — каждая нация в своих костюмах. Мы зашли домой и тоже свои костюмы национальные надели и вышли снова. Все удивлялись, спрашивали, кто мы? В Афганистане не было такого, таджик не мог ходить к хазарейцам, хазареец не мог ходить к таджикам», — вспоминает Раджаб.

В первые годы жизни в Алматы он брался за любую работу. Ни русского, ни казахского языка он не знал. Торговал на базаре, трудился строителем. Через некоторое время в Казахстан приехали и его родственники. Еще позже они открыли свою фирму, которая занимается производством стеллажей для магазинов.

Вот уже 25 лет его семья живет в Казахстане, дети здесь пошли в школу, закончили учебу, женились. В 2016 году Раджаб получил гражданство Казахстана. Сейчас он уже дважды дедушка.

Раджаб не скрывает, что благодарен Казахстану за то, что они смогли здесь осесть. В его кабинете вместо громких слов благодарности — вот такая карта новой родины.

Два года назад Раджаб Али решил открыть в Алматы Национальный культурный центр хазарейцев.

В небольшом помещении в самом центре — длинные столы: застолья здесь обязательны. На стенах — портреты не только именитых хазарейцев, но и казахских поэтов, писателей, космонавта. А еще в центре — копия разрушенной талибами святыни, 55-метровой статуи в Бамианской долине, создание которой датируется VI веком нашей эры.

Здесь же, в зале, то немногое, что казахским хазарейцам удалось увезти с родины: национальные костюмы и музыкальные инструменты.

Молодые хазарейцы, да и взрослые, о межнациональных конфликтах не говорят. По их словам, они остались в прошлом. Казахстанские хазарейцы надеются, что в их будущем такого и не будет. Мы попытались найти экспертов, которые поразмышляли бы на тему, приживутся ли хазарейцы в Казахстане, но таких специалистов найти не удалось. Слишком малочисленна пока их диаспора для изучения. Но тот факт, что хазарейцы заявили о себе и открыли свой национальный центр в стране, можно считать, что с местом жительства они определились.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ